Екатерина Миронова
Статья. Особенности слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией
Стёртая дизартрия - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств, при которых в структуре дефекта имеется нарушение не только произносительной стороны речи, но и отклонения в формировании высших психических функций.
Стертая дизартрия рассматривается как сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.
Публикация «Статья, Особенности слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах
Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи - голосового, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.
При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической стороны речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.
При стертой дизартрии состояние высших психических функций (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.
Сложность структуры дефекта при дизартрии определяет направления и содержание комплексного коррекционного воздействия, включающего медицинский, психолого-педагогический и логопедический аспекты.
В специальной литературы представлены данные о своеобразии памяти у детей с патологией речи. Так, исследование состояния памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах у этих детей связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений (И. Т. Власенко). Исследования показали большую вариабельность в объеме слухоречевой памяти, а также некоторое общее снижение данной функции. При этом уровень слухоречевой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Так, у детей с задержкой речевого развития выраженных различий в объемах словесной и зрительной памяти не наблюдается. При исследовании преднамеренного запоминания с помощью методики «10 слов» у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей : они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Детям с дизартрией склонность к парамнезиям не свойственна (в отличие от детей с моторной алалией). Допущенные ошибки воспроизведения дети с речевой патологией, как правило, не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех детей. Так, через 10 мин они воспроизводят 5 слов, на следующий день -1-3 слова. Особенно сложным оказывается воспроизведение середины серии из десяти слов.
Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Так, нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала с дисфункцией правого полушария.
Исследования памяти позволяют заключить, что у детей с дизартрией заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
Однако при имеющихся трудностях у детей с дизартрией остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Слабость процесса запоминания слов у детей со стертой дизартрией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.
Таким образом, анализ литературы показал, что у детей со стертой дизартрией имеются значительные отклонения, которые можно объяснить не только нарушением их фонематического слуха, но и расстройством активного внимания.