Галина Лифенко
Особенности системы воспитания А. С Макаренко
▼ Скачать + Заказать документы
Основными идеями теории воспитания Макаренко являлись следующие подходы: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Его система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью.
Публикация «Особенности системы воспитания А, С Макаренко» размещена в разделах
Ведущей идеей для педагогических взглядов А. С. Макаренко было воспитательный коллектив. В результате педагогического процесса у обучающихся формируются определенные нормы и взаимоотношения, присущие человеческому коллективу. Дети связаны общими целями в воспитательном коллективе. Педагог подчеркивал, что коллектив – это социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей». Взаимодействие членов коллектива служит благоприятной средой для развития личности. Коллектив помогает подростку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью.
Сам коллектив не может останавливаться на достигнутом, он должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок — осознавать свой вклад в общий процесс. Такое воспитание подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где ему понадобится заслужить свой статус. В итоге ребенок морально готовится принимать решения, осознавать свои силы и не бояться их применять. Дети, ориентированные не только на получение, но и на отдачу, будут испытывать чувство социальной ответственности. Кроме того, опасность остановки в развитии заключается в саморазрушении коллектива. (Закон развития коллектива).
Еще одна из идей педагогики Макаренко – учение о «завтрашней радости», идея о близких и далеких перспективах как о необходимых стимулах движения, совершенствования коллектива и отдельных личностей, из которых он состоит.
Важен и принцип педагогической целесообразности, который основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачам воспитания.
Принцип целостности процесса воспитания подразумевает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически».
Принцип ответственной зависимости означает, что коллектив и каждый член коллектива ответственны за действия и жизнедеятельность всего коллектива.
По мнению А. С. Макаренко, воспитательное влияние на учеников должно быть не прямым, а опосредованным параллельным действием, то есть должно осуществляться через коллектив.
Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». В коммуне старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно, каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Жизнь, досуг и труд коллектива определялись голосованием детей, и никакой педагог не мог отменить решения собрания. Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.
Система воспитания Макаренко самая демократичная. Педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности, чувство радости.
Макаренко был противником идеи того, что школа – это лишь подготовительный этап, и считал воспитанников полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему.
Говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. И в то же время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.
Участие в производственном труде меняет социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Дисциплина, характерная для коллектива, не была основана на бездумном подчинении и тем более на насилии.
Итак, А. С. Макаренко были сформулированы следующие признаки коллектива: 1. общая цель; 2. общая деятельность; 3. тесная связь с обществом; 4. строгая дисциплина.
Колония имени Горького была смесью кадетского корпуса и помещичьего хозяйства.
Идеи Макаренко наиболее востребованы в военной педагогике. Также известен положительный опыт применения педагогической теории Макаренко в системе ФСИН одним из воспитанников Макаренко Алексеем Григорьевичем Явлинским, отцом известного политического деятеля Г. А. Явлинского.
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблем семейного воспитания. Он доказал, что решающим фактором воспитания ребенка в семье является глубокое осознание родителями ответственности за его будущее. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о том, что родители – это пример, который может вызывать как уважение, так и критику. В системе семейного воспитания можно выделить следующие основные направления: нравственное (воспитание дисциплины, культурных навыков, трудовое (воспитание в труде, экономическое (семейное хозяйство, половое. В трудовом воспитании в семье важно перед ребенком поставить определенную задачу, которую он может решить. Трудовое участие детей в жизни начинать рано, еще в игре, с возрастом трудовые поручения следует усложнять.
Важно сейчас поддерживать отношения равноправного сотрудничества и партнерства, заинтересованного диалога и взаимовлияния школы и семьи. В демократизации и гуманизации жизни школьных коллективов существенную положительную роль играет умение педагогов приблизить обстановку в классе, к семейной, свободной от авторитаризма и формализма. Влияние школьного коллектива вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, интернационализм, другие духовно-нравственные ценности
Сегодня педагогическое наследие Александра Сергеевича Макаренко требует нового осмысления. Долгое время на личностное восприятие его произведений налагались штампы из учебников: «интересы коллектива», «воспитание дисциплины», «самоуправление», «трудовое воспитание» и др. Теперь многое из того, что повсеместно внедряли, незаслуженно осуждается. Между тем идеи А. С. Макаренко и сегодня актуальны, востребованы жизнью и практикой современной школы. Это прежде всего работа в новых условиях с детьми-сиротами, подростками из так называемой «группы риска».
Учение о коллективе актуально в современном обществе, так как огромную роль в педагогике современных стандартов играет развитие коммуникативных умений и способов организации сотрудничества в ученическом коллективе.
Сейчас наиболее близко к существу макаренковской педагогической теории и практики подходят те школы, которые решают вопросы актива коллектива, роли традиций в формировании коллектива. Отдельные педагогические коллективы ставят задачу создания общешкольного коллектива, не ограничиваясь «детским коллективом» в классе, кружковой работой. В соответствии с положением о том, что первичный коллектив не должен замыкаться в кругу своих узких интересов, устанавливаются формы взаимосвязи классных коллективов в школе: информация классов о важнейших событиях в жизни школы, поручения общешкольного характера, шефство старших над младшими, совместные мероприятия. Основные органы «школьного ученического коллектива» - это ученические комитеты, стенная газета, школьное радио, ученический лекторий, временные уполномоченные (дежурные).
Концептуальные позиции современных педагогических коллективов перекликаются со следующими принципами А. С. Макаренко : 1. соединение обучении с производительным трудом; 2. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 3. успешность детского труда; 4. творческий характер труда; 5. равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников; 6. четкая организация труда.
Педагогическая система А. С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Идеи А. С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.
В настоящее время, организуя образовательно-воспитательный процесс, важно полагаться на основной принцип деятельности А. С. Макаренко - предъявление требований к человеку в сочетании с уважением к его личности. В современных системах воспитания существует та же проблема, на решение которой направил свои силы А. С. Макаренко. Перед педагогами стоит серьезный выбор: либо авторитарность и, как следствие, подавление личности, либо чрезмерное ее уважение и излишняя индивидуализация, ведущие к отсутствию контроля в воспитательном процессе и нивелируемой проблеме общественного и социального развития.
Гуманизм, проверенный в наиболее сложных обстоятельствах жизни, базируется на убеждении, что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности почти каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса. Эта гипотеза, пронизывающая всю деятельность и творчество А. С. Макаренко, необходима в наше время, когда приходится сталкиваться с проявлениями равнодушия, безыдейности, социальной патологии, духовно-нравственного кризиса, агрессии и насилия, культа легкого обогащения.
Сегодня, если школа стремится быть конкурентоспособной, она должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющее ориентироваться и адекватно действовать в современной социокультурной ситуации. Возможна модернизация через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего полноту современной информации в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.
Система, созданная педагогическим талантом и высокими личностными качествами Антона Макаренко, актуальна и сегодня. Она позволяет выстроить логичные, простые и понятные отношения между ребенком и взрослым, в процессе которых личность крепнет, формируются необходимые морально-нравственные установки.
Выводы
Вся система воспитания Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах: 1. труд, при этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе; 2. самоуправление; 3. коллективная ответственность.
Наследие Макаренко – это уникальнейший в истории мировой педагогики итог органического совмещения длительной и успешной практической, научной, педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике, а также художественного и эстетического освоения педагогической действительности.
Выдающийся педагог очень близко подошел к воспитательному процессу и развитию целостной человеческой личности в гармоничной связи трех ее главных составляющих: практического и волевого, эмоционального и эстетического, интеллектуального и научного. И хотя некоторые исследователи отмечают, что опыт А. С. Макаренко нельзя переносить на сегодняшний образовательно-воспитательный процесс, так как сейчас другие времена и другие ценности, но мы понимаем, что его педагогические идеи останутся актуальными на любом этапе развития педагогической науки и практики.