Щеповских Наталья сергеевна
Особенности школьной готовности ребёнка с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности школьной готовности ребенка с ФФН
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 174»
Щеповских Н. С.
Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни всей семьи. Практически каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру, состоялись как личность, чувствовали себя свободно и уверенно. И далеко не каждый родитель осознает, что к обучению в первом классе ребенка надо готовить. Шесть лет – именно тот возраст, в котором, при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника превращается в школьника, независимо от того, пошел ли он уже в школу, или остался в подготовительной группе детского сада. Это возраст, когда ребенок приобретает основные качества, необходимые для успешной учебы. И взрослые должны помочь ему в этом. Где бы ни находился ребенок (в школе, или в детском саду, самое главное – готовить его к систематическому обучению, формировать у него желание учиться.
Публикация «Особенности школьной готовности ребёнка с ФФН» размещена в разделах
Что же понимается под «готовностью к школе»? Это не какие-то отдельные знания и умения, чем так часто гордятся родители («Мой ребенок уже в три года знал все буквы! А вот читать он почему-то не может. Ну, ничего, если он в три года выучил буквы, читать как-нибудь уж научится!» - рассказывает одна умудренная опытом мама.) «Готовность к школе» – это определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. И не редки ситуации, когда знающий с трехлетнего возраста буквы ребенок не может складывать их в слоги и слова, ребенок, считающий с младенчества до 100 не умеет решить простейшую задачу в пределах 10, ребенок с младшей группы изучающий английский язык, путает, или вообще не произносит некоторые звуки родного языка. Как правило, попытки обратить внимание родителей на подобную «запущенность» ребенка заканчиваются обидой: «Да мы же с ним все время занимаемся!»
Какие же составляющие входят в набор школьной готовности? Это, прежде всего, мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность и достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Кроме того, залогом успешного освоения школьных программ, а особенно программы по родному языку, является овладение ребенком навыками слушать, слышать и различать звуки родного языка (навыки звукового анализа и синтеза).
Каким же образом влияют особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием на «школьную готовность» ребенка?
Прежде всего, начнем с мотивационной готовности, т. е. с наличия у детей желания учиться. Что и каким образом влияет на мотивационную готовность детей с ФФН? Во-первых, это этиология дефекта. Дети, имеющие неблагополучное социальное окружение, как правило, не желают подчиняться правилам и протестуют против обязанностей, возлагаемых на них. Если ребенок страдает какими-либо хроническими заболеваниями, или просто постоянно болеет, большинство родителей постараются оградить свое «чадо» от лишних правил и взять на себя все обязанности («Подрастет, окрепнет – вот тогда и научится!»). Во-вторых, причина кроется непосредственно в самом дефекте. Основной вид детской игры, в которой дети учатся подчиняться правилам общественного поведения – совместная сюжетно-ролевая игра. Это добровольное объединение детей, основанное на полете их фантазии. И детей, страдающих речевыми нарушениями (особенно в тяжелых случаях, не всегда включают в игру, что, естественно вызывает различные формы протеста, а иногда и вовсе нежелание играть со сверстниками.
Следующая важная составляющая школьной готовности – готовность интеллектуальная. Так как все составляющие интеллектуальной готовности (память, внимание, мышление) формируются и развиваются параллельно с речевым развитием и с постоянной опорой на речь, то следует предположить, что у детей с различными речевыми нарушениями эти психические функции будут также нарушены. Кроме того, этиологические факторы речевого дефекта влияют и на развитие высших психических функций.
Еще одна из необходимых составляющих «комплекта школьника» - волевая готовность. Т. е. умение ребенка слушать и слышать, вникать. К сожалению, способность «слушать» и «слышать» - одно из самых страдающих звеньев в структуре фонетико-фонематического недоразвития. Следовательно, стоит предположить, что дети с речевыми нарушениями будут отставать от возрастной нормы. Причина этого в снижении речевого внимания вообще, а также в особенностях воспитания и адаптации ребенка с ФФН речи.
И еще одна составляющая «комплекта» школьной готовности – сформированность зрительно-моторной координации и достаточный уровень развития мелкой моторики. Это достаточно сложно даже для нормально развивающегося дошкольника. Дети же с речевыми дефектами, которые имеют существенные проблемы как с мелкой моторикой, так и с координацией движений вообще, испытывают в этом виде деятельности серьезные затруднения. Естественно, что дети, страдающие речевыми нарушениями, будут отставать от своих сверстников в моторном развитии. И у большинства детей, в силу этиологических особенностей дефекта, проявятся более или менее выраженные нарушения координации.
Зрительно-моторная координация – последняя составляющая из «школьного набора» ребенка. Но говоря о подготовке к школе детей с недостатками речи, необходимо особо остановиться на формировании навыков звукового анализа и синтеза. Как было сказано выше, нарушение фонетико-фонематического развития достаточно специфично и обусловлено целым рядом патогенетических факторов. И если в дошкольном возрасте эти нарушения фигурируют только на уровне устной речи, то можно быть полностью уверенным, что в школе они перерастут в нарушения письма и чтения, т. к. нарушения устной речи и нарушения письма и чтения в большинстве случаев представляют собой звенья единой причинно-следственной связи и являются результатом единых этиопатогенетических факторов.
Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к языковым явлениям. И именно в этом возрасте детям свойственны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами. У детей с дефектами речи желание говорить правильно особенно велико, что и учитывается в построении процесса коррекционного обучения.
Таким образом, в проблеме подготовки ребенка, страдающего речевым расстройством к поступлению в школу можно выделить два важнейших момента, неразрывно связанных друг с другом: работа по устранению непосредственно речевого недоразвития дополнительная, специальная работа по формированию навыков, входящих в комплект «школьной готовности», учитывающая этиопатогенетические особенности проявления дефекта и основанная на индивидуальных способностях ребенка.
Адекватное и своевременное решение указанных выше вопросов поможет ребенку еще в дошкольном возрасте преодолеть дефект и все его вторичные проявления, облегчит переход от дошкольного возраста к школьному, и в дальнейшем, в школе, позволит учиться без больших затрат энергии на усвоение школьной программы и испытывать при этом удовлетворение и удовольствие.
Литература:
Венгер Л. А. Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М: Знание. 1994 – 192 с. – ( Серия: Готовимся к школе)
Левина Р. Е. К психологии речи детей в патологических случаях (автономная детская речь). М. 1936
Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. № 2 (122). С. 121-130
Логопедия // Под ред. Л. С. Волковой. - М., 1995
Филичева Т. Г., Чевелева Н. А., Чиркина Т. В. Основы логопедии. - М. :“ Просвещение”, 1989.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М. : “ Просвещение”, 1988.