Папки-передвижки

Особенности руководства проектной деятельностью дошкольников на каждом этапе реализации проекта

ирина лапшина
Особенности руководства проектной деятельностью дошкольников на каждом этапе реализации проекта
▼ Скачать + Заказать документы

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым помогать ребенку обнаруживать проблему или, провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. На данном этапе важно внимательно слушать детей, запоминать или записывать все вопросы, так как из самых неожиданных может возникнуть проект.

Публикация «Особенности руководства проектной деятельностью дошкольников на каждом этапе реализации проекта» размещена в разделах

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект, «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности, «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Первый этап – «выбор темы».

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» :

Что знаю?

Чего хочу узнать?

Как узнать?

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Так как мышление дошкольника носит наглядный характер, то лучше всего для составления плана деятельности по реализации проекта использовать ментальные карты. Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук В. Акименко.

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.

Такие карты можно составлять несколькими способами, важно, чтобы дети участвовали в этом, ведь то, что они делают сами, лучше воспринимается[1].

Первый способ. В центре листа располагается главный объект проекта : рисунок, аппликация, иллюстрация. От неё отходят стрелки, которые лучше рисовать цветными карандашами (фломастерами). Стрелки не должны быть прямыми, пусть они будут похожи на ветви деревьев. Они не пересекаются с другими «ветками». В конце стрелки располагается одно ключевое слово, выполненное в виде картинки. Это ответы на вопросы: что хотим узнать, у кого хотим узнать, для чего нужен этот объект, как он устроен и т. д. От этих картинок отходят другие ветви, на которых уточняется общее действие, или дается ответ на поставленный вопрос. Чем больше их будет, тем более тщательней будет спланирована работа по проекту.

Второй способ. Его можно применять, когда проект проходит одну неделю. Объект проекта располагают слева посередине листа. От него вправо отходит пять стрелок (или семь, если по проекту дается домашнее задание, которое дети выполняют с родителями, в конце которых ставится день недели. От дней недели отходят стрелки с видами работ, необходимых для выполнения в данный срок.

Третий способ. Его построение такое же как во втором случае. Только ветви рисуются не по количеству дней недели, а по количеству вопросов, возникающих при организации проектной деятельности.

Какая задача стоит передо мной?

Какого результата хочу добиться?

Какая информация мне поможет?

Что я могу сделать самостоятельно?

Кто мне может помочь?

При выполнении практико-ориентированного проекта можно поставить другие вопросы: что, как, какой, где, для кого и с кем мы будем это делать.

Потом происходит сбор информации в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что этот этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. У каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности.

Бывает, что интерес у ребенка быстро пропадает: он спросил что-то – и интерес пропал. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей.

Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей их фиксировать. Такие упражнения, как: «Угадай, что это», «Запишем сказку», «Говорящие рисунки» и другие помогают в обучении детей фиксировать собранную информацию в виде кодирования в «Папках исследователя». Особо нужно отметить поиск информации путем изучения текстовых и иллюстрированных источников: книг, фильмов, Интернета. Ребенок так собирает большую информацию, которую надо не только понять, но и проанализировать, обобщить. Это очень сложная интеллектуальная работа. Этому тоже следует обучать детей.

Третий этап – презентация.

К выступлениям дети готовятся не только с воспитателем, но и с родителями, а иногда и рассказывают вместе. Совместное выступление имеет огромное воспитательное значение: ребенок испытывает гордость за родителей, которые так много знают.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Вот перечень возможных выходов проектной деятельности : выставка; газета; журнал; игра; карта; коллекция; костюм; макет; модель; оформление группы; пакет рекомендаций; праздник; серия иллюстраций; сказка; экскурсия; историческая лента времени; альбом; коллаж; драматизация; реклама; концерт; сообщение и т. д.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В проектной папке находится вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; другие рабочие материалы и черновики.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; игра с залом; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий; инсценировка; научная конференция; научный доклад; отчет исследовательской работы; пресс–конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия, театрализованное представление, концерт и т. д.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – венец исследования, один из главных этапов обучения начинающего проектировщика. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками[2].

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определё нную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Фотоотчет о заключительном этапе проекта «О времени и о часах»Фотоотчет о заключительном этапе проекта «О времени и о часах» Уважаемые коллеги! Представляю вам фотоотчет заключительного этапа проекта «О времени и о часах». Задачи проекта: 1) ознакомление детей.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Обучение уборке игрушек» Программное содержание: приучать детей убирать игрушки после игры на место, соблюдать порядок. Воспитывать бережное отношение к игрушкам,.

Конспект руководства трудовой деятельностью в младшей группе «Совместный труд с дворником по уборке участка» Программное содержание: Познакомить с трудом дворника. Воспитывать уважение к его труду, желание помогать. Подвести к пониманию необходимости.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.

Фотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группаФотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группа Проект был направлен на сенсорной развитие дошкольника. В сказке мы играли, вырывали, вызволяли и помогали царевне и посредством сенсорной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности руководства проектной деятельностью дошкольников на каждом этапе реализации проекта
Опубликовано: 10 марта 2022 в 20:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности руководства проектной деятельностью дошкольников на каждом этапе реализации проекта» (включая файлы) размещена пользователем ирина лапшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД