Хорина Вера
Особенности речевого развития детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка. Развитие речи – это одно из самых важных функций ребенка в дошкольном возрасте.
Возраст двух-трех лет– период интенсивного формирования речи, в который происходит становление активной речи, формируется фразовая речь. В общении со взрослым дети объединяют 3-4 слова, используют простые предложения. Именно в этом возрасте речь становится главным средством, которое использует ребенок для общения с близкими людьми и сверстниками.
Публикация «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. В этом возрасте дети не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
2 месяца Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление.
Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.
3-5 месяца Характер гуления меняется, появляется лепет.
5 месяцев Неосознанное повторение звуков.
6 месяцев Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.
8 месяцев Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога,
по типу «ма-ма», «ня-ня».
1-2 года Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.
2-3 года Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
4-5 лет Свистящие: С, З, Ц; Шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.
5-6 лет Ль, Л, Р, Рь
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина – мишка – мышка);
учить дифференцировать звукоподражания (выбор из 3-4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь);
учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку – ко-ко, ту-ту – тук-тук, ку-ка-ре-ку – ку-ку и т. д.);
учить обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик-так; ту-ту-ту; мяу-мяу; ав-ав-ав и др.);
учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников);
развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать доступные чистоговорки, пословицы, стихи);
развить артикуляционный аппарат и мимику (различные движения губ и языка в игровой форме);
привлекать внимание детей к артикуляции взрослых.
Социальные условия нормального развития речи
1. Соблюдение режима дня! (Очень важный аспект т. к. мы «приучаем» и
«воспитываем» детскую нервную систему функционировать правильно. Дневной сон обязателен).
2. Полноценное питание. (В рационе должна быть пища, которую нужно жевать).
3. Единые требования в воспитании в семье и в детском саду.
4. Наличие продолжительного эмоционального общения ребенка с родителями.
5. Благоприятная атмосфера в семье. (Отсутствие тревожности, мнительности, импульсивности, холодности).
4. Правильная речь родителей и близких (отсутствие «сюсюканья»).
5. Совершенствование собственной речи и речи ребенка (проговаривание окончаний, правильное употребление предлогов).
9. Развитие познавательных психических процессов в игровой форме (внимания, памяти, восприятия).
10. Организация с детьми сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Служба спасения»)
11. Чтение художественной литературы по возрасту!