Наталья Жданова
Особенности реализации гендерного подхода в режимных моментах
Главными задачами гендерного воспитания являются :
- формирование в детях качеств мужественности и женственности и подготовка их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей;
- воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для принятие гендерной роли, для усвоения поло-ролевых отношений.
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
Публикация «Особенности реализации гендерного подхода в режимных моментах» размещена в разделах
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.
Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуж-даются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Формирование гендерной принадлежности воспитанников не может осуществляться только при организации НОД, целесообразно вести работу в этом направлении при организации различных режимных моментов.
Организация приема детей в детский сад.
Гендерный подход может осуществляться в виде личных обращений
к девочкам по поводу их внешнего вида (туфли, бантики, и т. д., комплиментов им.
Когда педагог обращает внимание на внешний вид мальчиков, он не должен забывать, что их нельзя сравнивать с аккуратностью и опрятностью девочек.
Гендерный подход при организации
занятий в ДОУ
Как создается мотивация к занятиям у детей разного пола? Конечно, тоже с учетом гендерного подхода. Для наилучшего получения результата в рамках гендерного подхода рекомендуется проводить раздельно занятия с мальчиками и девочками. Этому есть два обоснования.
Первое – хозяйственно-бытовое. В народе бытует мнение, что мальчики должны привыкать заниматься «мужскими делами», девочки – «женскими», в частности это касается занятий физкультурой и ручным трудом. В рамках первых мальчикам больше заданий дается на силовую подготовку, скорость и выносливость, девочкам – на координацию движений, гибкость и грацию. Подбираются и соответствующие сюжеты: «Русские богатыри», Охотники и звери», «Марш солдатиков» или «Восточные красавицы», «Танец бабочек».
Другое обоснование, почему мальчики и девочки должны заниматься отдельно - психологическое. Оказывается, что первые медленнее включаются в занятие и быстрее истощаются интеллектуально, вторые более организованные и усидчивые.
Если же они занимаются вместе, то мальчикам рекомендуется брать пример не с девочек, а с детей того же пола – и наоборот. В этом случае они находят образец, достойный подражания среди сверстников ребенка того же пола. Но желательно создавать ситуации, благодаря которым у детей формируются позитивные установки на общение мальчиков и девочек. Известно, что девочки более аккуратны и исполнительны, предпочитают репродуктивную деятельность, а мальчики – проблемно-поисковую, связанную с экспериментированием и активным действием в обучающей ситуации. Поэтому здесь нужно брать пример девочкам у мальчиков, чтобы не поддаваться соблазну следовать стереотипам. Необходимо подбирать задания таким образом, чтобы дети учились действовать в новой ситуации и осваивали новые способы когнитивной деятельности, а не действовали по шаблону.
Во время оценки при проведении занятия девочек и мальчиков нужно отметить индивидуально. Воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Организация прогулки.
Во время прогулки стоит учитывать, что мальчики требуют какой-нибудь идеи, позволяющей выплеснуть накопившуюся двигательную активность и реализовать свою потребности в конкуренции и соперничестве. Воспитатель может им предложить совместно сделать самую большую горку в песочнице. Девочки, со своей стороны, любят помогать воспитателю, в том, чтобы «площадка нашей группы стала самой красивой» : поливают цветы, подметают веранду и т. д. мальчиков тоже полезно включить в данный процесс, позволив им проявить свою «мужскую силу» «попросить помочь перенести корзины с листвой или игрушками, поработать граблями или метлой. Их увлекает сам процесс работы с инструментом, девочек – как стало чисто и аккуратно.
Когда дети разберутся с площадкой, они начинают обращать внимание на частности. Мальчиков интересует наблюдение за насекомыми, девочек удивляют цветущие растения. Первые стремятся сделать логические выводы, вторые – подобрать образные сравнения. Воспитатели должны корректировать совместные наблюдения таким образом, чтобы интересы воспитанников где-то расходились, где-то пересекались. При этом мальчиков, при их активной деятельности, чаще надо проверять «на сухость» и «заправленность», девочки играют тихо, но при этом они должна быть уверены, что воспитатель находится где-то рядом, тогда они чувствуют себя спокойно. Если мальчики и девочки решили играть вместе, то воспитатель должен придумать общие правила, позволяющие взаимодополнять интересы и действия друг друга, разнообразить роли. Воспитателю важно отметить как важно в такой совместной деятельности проявление положительных женских и мужских качеств, особенно как партнеров по игре.
Организация питания в ДОУ
При организации питания особое внимание следует обратить на сам процесс организации для мальчиков и девочек. Так, многие педагоги советуют привлекать детей к сервировке столов, назначая девочек «в качестве будущих хозяюшек», следить за аккуратностью, а мальчиков «как настоящих мужчин» приглашать помочь девочкам отодвинуть стульчики, в конце приема пищи – помочь убрать со столов. По наблюдению, девочки более избирательны в еде и едят медленнее, мальчики же, напротив, торопятся. В данном случае, необходимо действовать по принципу противопоставления («Девочки, покажите пример мальчикам….», но только в том случае, если это не вызывает межличностных реакций (зависти, злости, обиды).
Организация сна детей
Прежде всего, нужно правильно подойти к самой подготовке детей ко сну. Мальчиков воспитатель заранее готовит ко сну, переключая на спокойные виды деятельности. Мальчикам можно дать задание разобрать кровати, правильно развесить свою одежду, отметив, что так делает мама.
При отходе ко сну мальчики и девочки раздеваются отдельно, так же по очереди, посещают туалет (первые-мальчики, потом – девочки). Девочки как правило засыпают быстрее, мальчикам требуется больше времени. Для девочек достаточно ласкового слова или дать в кровать любимую мягкую игрушку, машинки и солдатики мальчиков лучше выставить на стол, сказав, что они будут охранять сон.
Процесс просыпания тоже лучше разделить. Девочек поднять чуть раньше, поскольку им еще причесываться, а мальчикам необходимо сделать более активную зарядку после сна, поскольку просыпаются они тяжелее.
Гендерный подход в организации
самостоятельной деятельности детей.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Необходимо создать определенные условия для реализации гендерного подхода. Для этого в группе созданы зоны игр для мальчиков и девочек. Но лучше создавать ситуации, когда происходит пересечение сюжетов девочек и мальчиков, поскольку группы не имеют должную площадь и в зонах девочек оказываются атрибуты для игр мальчиков.
Подобные игры способствуют возникновению у воспитанников жела-ния играть вместе, выполняя при этом привлекательные для себя роли. Однако наибольшие возможности для проявления качеств мужественности и женственности в игровой деятельности создают игры семейно-бытовой тематики. Организуя такие совместные игры, воспитатель следит за становлением партнерских отношений между детьми и выполнением воспитанниками этических норм.
Организация взаимодействия
с учетом гендерной принадлежности детей
• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).
• Мальчикам необходимы разные игрушки для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.
• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
• Используйте чаще разные головоломки для девочек.
• Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться конкретными, связанными с эмоциями словами.
• Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространст-вом; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для девочек более конкретными, доступными для понимания.
• Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации.
• Приглашайте на занятия мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы.
• Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться.
• Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
. • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
• Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
• Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях
• Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
• Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в желания ребенка.
Список использованной литературы:
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности.
Методическое пособие. –М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 386 с.
3. Радзивилова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4–2. –453-456 с.
4. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. – 2003.– № 5. – 15–19с.
5. https://www.vunderkindiki.ru/malishi/statyi/statya034.html
6. https://ped-kopilka.ru/blogs/grishanova/gendernoe-vospitanie.html