Кристина Дворянчикова
Особенности развития речи детей шестого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
После пяти лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов у него в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Дети используют в активной речи обобщающие понятия (голубь, ворона, воробей – это птицы; свитер, юбка, брюки- это одежда; груша, яблоко, банан-это фрукты) и могут перечислить 5-6 названий предметов, относящихся к одной группе (назвать птиц, посуду).
Публикация «Особенности развития речи детей шестого года жизни» размещена в разделах
Они могут подобрать похожие (грустный-печальный) или противоположные по смыслу слова (широкий-узкий, высокий-низкий, правильно называют детёнышей животных (у козы-козлёнок, у волка-волчонок, у собаки-щенок, части различных предметов (воротник, рукав у кофты). Могут правильно назвать, какой предмет по форме, цвету, вкусу. Правильно называют глаголы, образованные от звукоподражаний (кошка мяукает, корова мычит) и глаголы передвижения (змея ползает, лошадь скачет).
Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных и переставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только в предложениях при произношении многосложных малознакомых слов (парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор).»
В 5-6 лет дети умеют образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (шкаф-шкафчик, кольцо-колечко, ковёр-коврик). Начинают активно использовать приставочные глаголы (этот кран открыт, а этот… закрыт).
В этом возрасте дети правильно употребляют падёжные окончания (вижу лису, подойду к лисе, нет лисы, расскажу о лисе) и все простые предлоги (ручка на столе, упала со стола, мяч под столом, бабочка над кустом).
В 5 лет дети правильно согласовывают существительные с прилагательными (синяя куртка, синий носок, синее ведро, существительные с числительными (одна коза, две козы, пять коз).
К 5 годам ребенок усваивает варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, он может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала».
Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут, в употреблении форм множественного числа существительных в родительном падеже (карандаши — нет карандашов).
Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее.
Возможны ошибки при построении сложных предложений.
Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни уже полностью сформирован и, если нет отклонений в его строении, звукопроизношение нормализуется.
У части детей к 5 годам могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р'. Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Однако после 5 лет звукопроизношение должно быть полностью сформировано.
Появляется способность к выделению первого звука из слова (Аня - начинается на А, определения наличия звука в слове (есть ли звук Р в слове рыба).
Дети способны произвольно менять громкость голоса. Владеют различными видами интонации.
В этом возрасте дети могут пересказать знакомую сказку, короткий рассказ, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.