Папки-передвижки

Особенности развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Осетрова
Особенности развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обязательными признаками творчества, по мнению ученых, являются преобразование предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы. Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что интерес к проблеме творчества возник давно. К XX веку вопрос о силе, порождающей творческий процесс, волновал многих великих психологов. Согласно З. Фрейду, такой движущей силой является активность человека. Накопленные с детства бессознательные инстинктивные влечения управляют поведением человека и превращаются в различные продукты человеческой деятельности. Творчество рождается вследствие напряженности между осознанной реальностью и неосознанными побуждениями [10, с. 12].

Публикация «Особенности развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К. Юнг, будучи последователем З. Фрейда, видел в феномене творчества проявление архетипов коллективного бессознательного. Согласно К. Юнгу, архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности [10, с. 17].

Гуманистические психологи Г. Олпорт и А. Маслоу, являясь инициаторами системного и целостного подхода к изучению личности, первоначальным источником творчества считали мотивацию личностного роста, а одной из главных потребностей человека – потребность в реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации.

1950 – е годы характеризуются большим количеством научных исследований в области изучения природы научного творчества. Десятки видных американских психологов, социологов и педагогов привлекались к всестороннему теоретическому и экспериментальному исследованию психологии научного творчества, его природы и специфики, а также способов его распознания.

Проблема творчества, его сущность и природа интересовали не только западных, но и российских ученых. В отечественной психологии отмечается наличие двух диаметрально противоположных концепций на проблему творчества. Суть первой концепции в том, что творчество понимается во всеобщем развитии, а человеческая деятельность – как одна из форм активности материи. Такого мнения придерживались Н. Г. Козин, Б. М. Рубин, А. Я. Пономарев и другие ученые.

Другой концепции придерживаются Г. С. Батищев, П. И. Дышлевый, Л. В. Яценко и др., которые характеризуют творчество как сложный многоуровневый процесс, где творцом выступает человек. Согласно данной концепции, творчество выступает как сугубо человеческая характеристика. Творчество рассматривается как истинный способ проживания и выживания в обществе (К. Н. Вентцель, С. Л. Рубинштейн, а также состояние, обеспечивающее человеку преодоление отчуждения через обретение внутренней духовной свободы (Н. А. Бердяев, через общение и диалог (М. М. Бахтин).

Изучая проблему творчества, исследователи определяют его как:

1. деятельность личности по созданию новых материальных и духовных ценностей, обладающих социальной и личностной значимостью (Л. С. Выготский, Р, М, Персианов, Т. И. Тарасов, А. Т. Шумилин и др.)

2. высшую форму активности личности, направленную на преобразование не только внешнего мира, но и внутреннего, саморазвитие и самореализацию (П. П. Блонский, Д. Б, Богоявленская, П. Ф, Каптеров, П. Ф. Кравчук, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, В. А. Сухомлинский, Т. И. Торгашина и др.) [1].

В современном энциклопедическом словаре о творчестве говорится : «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью». Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека и оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне).

Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: «. творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:

- творчество есть общественное явление,

- его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодей-ствии с объективной действительностью» [4, с. 21-27].

Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и вообра-жения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

В программу действий по развитию творческого потенциала личности включает активизацию основных компонентов творчества : эмоции, воображение, образное мышление [4].

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результаты. Т. С. Альтшуллер, автор программы творческого развития индивидуальных способностей утверждает : «Кем бы вы ни стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать» [13, с. 87].

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых.

Анализируя постановку вопроса о художественном творчестве детей, его возникновении и развитии, можно выделить разные направления в их решении. В одном случае источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, т. е. творческие способности рассматриваются как возникшие спонтанно, а, следовательно, они неуправляемы, педагогически направленное формирование их невозможно. Этой точки зрения придерживаются А. В. Бакушинский, К. Н. Венцель, Ф. И. Шмит и другие. Они провозглашали самопроизвольное спонтанное развитие детского творчества [10, с. 99].

Психологи определяют воображение как процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и относят его к одной из форм познавательной деятельности. Характеризуя воображение детей, Л. С. Выготский говорил о необходимости понять психологический механизм воображения, а это невозможно сделать без выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью. Л. С. Выготский выделяет четыре формы связи воображения с действительностью. Первая форма заключается, по мнению ученого, в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

«Творческая деятельность воображения, - пишет Л. С. Выготский, -находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из кото-рого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [5, с 320]. Бедность опыта ребенка определяет и бедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа для творческой деятельности детей.

Вторую форму связи воображения с реальной жизнью Л. С. Выготский видит в адекватности готового продукта фантазии, продукта деятельности с каким-то явлением действительности. В этом смысле человек может вообразить то, что он не видел, представить по чужому рассказу, описанию то, чего в его личном опыте не было. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека.

Третья форма связи - эмоциональная связь. Характеризуя ее, Л. С. Выготский отмечает, что эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли, образы, которые созвучны настроению, владеющему человеком в данную минуту. Однако и воображение влияет на чувства. Образы фантазии вызывают не воображаемые, а реальные чувства.

Последняя, четвертая форма связи характеризуется тем, что созданный человеком новый, ранее не существовавший продукт начинает воздействовать на другие вещи и на самого человека, так как он становится реальностью [3, с. 321].

Необходимым условием развития воображения является его связь с действительностью, в процессе восприятия которой накапливаются и уточняются представления, обогащается память. Обязательным условием для развития воображения является творческая деятельность, которая не может привести к успеху без работы фантазии. Исходя из этого, для раз-вития художественного творчества детей необходимы определенные условия.

Итак, отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста. Следуя положениям о детском творчестве из-вестных отечественных ученых - Г. В. Латунской, B.C. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, И. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Т. С. Комаровой, - под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, аппликация, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, no-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, панно, рассказе и т. п., разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п. ; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода : искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость) [13, с. 37].

У детей 5 – 7 лет развивается способность эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Движения рук становятся более гибкими, свободными. Представляя задуманное содержание и имея в руках материал, ребенок стремится к поиску средств воплощения в бисероплетении образов, созданных его воображением. Такое действо со стороны ребенка обусловлено рядом психических процессов, свойственных детям старшего дошкольного возраста и составляющих основу творческих способностей.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 17:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Осетрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД