Вероника Володина
Особенности развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Появившийся на свет, малыш взаимодействует с окружающей средой и людьми. Благодаря системе взаимоотношений происходит становление детской личности. Что является достаточно долгим и сложным процессом в результате, которого ребенок усваивает с помощью взрослых нравственные нормы.
Маленькие дошколята отличаются любознательностью, которая проявляется в бесконечных детских вопросах «зачем?», «почему?». Свою самостоятельность ребенок пытается проявить через желание упражнять себя в действиях и поступках. Детский ум обогащен сведениями и понятиями, приобретенными в разнообразной деятельности. Ребенок дошкольного возраста погружается в игру, осваивает элементы учения, занимается рисунком, лепкой, трудом конструированием и другими видами деятельности, которые организует для него взрослый. В результате опыта, накапливаемого ребенком в игре, общении с людьми, трудовой деятельности по самообслуживанию происходит усвоение правил поведения.
Публикация «Особенности развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Степень осознанности выполнения детьми правил меняется на всем этапе дошкольного детства. Так ребенок 3-4 лет привыкает выполнять правила и не терпит их нарушений. Дети же старшего дошкольного возраста выполняют правила сознательно, понимая их значение, а не по привычке.
Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых, заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. Важным значением наполнены и образы поведения, представленные в художественных произведениях. Так, читая сказку, дошколята хотят выяснить, чьи поступки заслуживают хвалы, а чьи порицания. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, поведения сверстников, его самого, а также художественных персонажей.
Правилами поведения взрослые обучают детей, которые со временем усложняются. Ставя перед ребенком требования и оценивания его поступков, взрослые добиваются от детей соблюдения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, оперяясь на представления о том, какого поведения от них ждут окружающие. Тем самым происходит осознание себя, то есть процесс усвоения опыта и индивидуализация. Так формируется личность. В возрасте трех лет ребенок уже проявляет признаки становления личности, отражающиеся в знаменитом «я сам». Большое значение в развитии ребенка занимает игра. Игра - основной вид деятельности дошкольника, благодаря ее содержанию идет личностное развитие ребенка. Сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Через игру ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, принимая на себя игровую роль, то есть берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане перенимает его поведение. В игре у детей развивается не только воображение, но и мышление. Играя определенную роль, ребенок закрепляет те правила и нормы, которые сформированы в социальном обществе.
Говоря о значении игры в становлении личности, необходимо понимать не случайно возникающие игры детей, а специально организованную игру взрослыми игровую деятельность с различным отражением сюжетов: социальным, техническим, бытовым, духовно- нравственным.
Детям овладеть социальным миром помогает не только игра, но и разнообразные виды деятельности. Парой взрослые ставят перед детьми определенные достаточно высокие требования, через которые добиваются добросовестности, аккуратности, умения доводить начатое до конца, организованности при выполнении задания.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенком устанавливаются нравственные нормы, а также этическая оценка. Ребенок в состоянии понять и оценить то место, которое он занимает в окружающем мире.