Марина Евланенкова
Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда в коррекционных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы :
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическим темами программы.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Публикация «Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда в коррекционных группах» размещена в разделах
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление формирующихся навыков звукового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Нужно помнить воспитателям :
о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
о необходимости ежедневных занятий
об индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
о контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.
Работа по заданию делится на два вида : групповая и индивидуальная.
Рекомендуется, но не является обязательным, сначала проводить групповую часть, а после индивидуальная часть.
Фронтальная работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом, а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т. д.)
Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми.
Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале коррекционного часа. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимость зеркала при выполнении артикуляционных упражнений объясняется возрастными несовершенствами детского развития – они пока ещё не ощущают положения своего тела и его частей в пространстве. Ввиду этого детям необходим зрительный контроль над выполнением упражнений.
Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возраста детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем).
Игры и упражнения на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, пройденного на подгрупповых логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной работы специалиста.
Подвижные игры и упражнения подбирают с учётом возрастных особенностей детей, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.
В процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи.
Следует отметить, что для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового (игрушки, настольные игры и т. п., иллюстративного и речевого материала:
- комплект предметных картин (демонстрационных и индивидуальных) по лексическим темам;
- комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;
- комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;
- картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;
- картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;
- картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.
- комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико-грамматических категорий и т. п.)
Учитель-логопед определяет задания для коррекционного часа, а воспитатель продумывает ситуацию для его организации в совместной деятельности!
На коррекционном часу воспитателем так же закрепляются навыки составления рассказов.
Рассказ-описание составляется по следующему плану:
1. Рассматривание и исследование объекта или художественного изображения
2. Беседа с детьми;
3. Образец рассказа воспитателя по плану;
4. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;
При составлении рассказа по схеме используется следующий план:
1. Объясняется значение каждой пиктограммы на схеме.
2. Педагогом составляется собственный рассказ с опорой на схему.
3. Детьми самостоятельно составляются рассказы, но в случае затруднений педагог объясняет значение пиктограммы.