Елена Абрамян
Особенности работы воспитателя логопедической группы
▼ Скачать
Воспитатель, работающий в логопедической группе должен отлично знать специфику своей деятельности, уметь находить подход к детям с особыми потребностями, работать в тандеме с логопедом и помогать воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.
Публикация «Особенности работы воспитателя логопедической группы» размещена в разделах
Он несет ответственность за правильное развитие речи у детей с речевыми нарушениями. Перед ним стоит задача организовать в группе специальную среду для коррекции и развития речи. При этом он руководствует рекомендациями логопеда. В группе должны быть все материалы и оборудования, необходимые для проведения коррекционной работы.
Для этого воспитатель :
• участвует в анализе сложных ситуаций и определяет потребность в дополнительных коррекционных мерах вместе с коллегами;
• организует в группе специальную среду для коррекции и развития речи, следуя рекомендациям логопеда и методиста;
• обеспечивает наличие материалов и оборудования, необходимых для проведения коррекционных занятий;
• проводит обучающие занятия, направленные на развитие речи и языковых навыков детей;
• выполняет рекомендации логопеда на индивидуальных и групповых занятиях;
• использует разнообразные игры, упражнения и методики для развития речи;
• осуществляет мониторинг развития речи у детей, выявляет различия между правильно и неправильно произносимыми звуками, оказывает коррекционно-педагогическую помощь в случае необходимости;
• координирует и контролирует реализацию коррекционной программы.
Занятия с детьми логопедической группы обязательно включают в себя:
• Артикуляционную гимнастику. Упражнения с использованием элементов дыхательной и голосовой гимнастики, направленные на улучшение артикуляции звуков.
• Пальчиковую гимнастику. Упражнения для развития мелкой моторики, которые помогают улучшить координацию движений рук и пальцев.
• Мини-гимнастику. Упражнения для профилактики нарушений осанки и стопы, которые выполняются каждый день после сна.
• Задания от логопеда, направленные на закрепление звукопроизношения.
Ещё одна задача воспитателя — создание мотивирующей атмосферы в группе. Он должен устранить негативные эмоции, связанные с речевой дисфункцией, развить у каждого ребёнка мотивацию к работе, интерес к работе.
Для эффективной и качественной работы воспитатель логопедической группы должен :
• понимать этапы развития речи у детей, а также разбираться в распространённых речевых патологиях и их причинах;
• знать методы и приёмы работы с воспитанниками с различными видами речевых нарушений;
• уметь эффективно общаться с детьми, создавать доверительные отношения и мотивировать их к участию в занятиях;
• уметь разрабатывать и адаптировать уроки и игры, способствующие развитию речи, а также оценивать прогресс;
• сотрудничать с логопедом, другими специалистами и родителями для достижения общих целей в развитии ребёнка;
• понимать эмоциональные и психологические потребности воспитанников с речевыми нарушениями и уметь оказывать им поддержку;
• быть готовым к постоянному обучению и саморазвитию, следить за новыми методами и исследованиями в области логопедии и педагогики.