ольга косаревская
Особенности работы в парах на логопедическом занятии
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники имеющие особенности в развитии речи испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это может отражаться на поведении ребенка, его личностном развитии. Логопедическая работа с такими детьми способствует формированию коммуникативных функций и успешной социализации с окружающими.
Публикация «Особенности работы в парах на логопедическом занятии» размещена в разделах
Логопедическое взаимодействие с такими детьми проводится, как в индивидуальной форме так и в подгрупповой. Занятия должны быть разного направления: развивающие, обучающие, сюжетные, ролевые, коммуникативные, вербальные и подвижные игры.
Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Нужно учить детей применять отработанные речевые умения в различных видах деятельности. На логопедических занятиях полезно формировать у детей умение работать в парах особенно в дошкольный период перед поступлением в школу.
Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Еще на заре цивилизации обучение, как правило, проходило в паре, при этом оно было направлено в одну сторону.
Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренажа.
В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося.
Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Кроме собственно тренировки, тренаж предназначен для фиксации возможной, потенциальной ошибки, что заставляет задуматься над ошибкой, обратить на нее внимание.
Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней.
При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого.
Подчеркнем, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью обнаружения и исправления ошибок.
Работа в парах как способствует развитию коммуникативных умений и нравственных качеств. Благодаря четкому распределению обязанностей, вниманию друг друга, ответственности, дети усваивают простые способы сотрудничества. Они учатся помогать друг другу, поддерживать, не мешать и не перебивать товарища, принимать совместные решения, разрешать возникающие конфликты в ходе работы, оценивать свои достижения, успехи товарища и общий результат.
В пары объединяют детей по разным критериям: с одним уровнем речевого развития; с разным уровнем речевого развития ; при автоматизации определенного звука; при выполнении артикуляционной гимнастики; при различны видах взаимодействия.
Также можно разделить детей на группы: одни дети быстро достигают хороших результатов по всем направлениям коррекционной работы, регулярно выполняют домашние задания вместе с родителями, принимают активное участие в работе на логопедических занятиях. Другим детям требуется длительная коррекционная работа. У них отмечаются слабые волевые качества, отсутствует интерес к конечному результату, низкий познавательный интерес. Они изначально не уверенны в собственных силах, пассивны. Объединяя детей в пару («сильный» + «слабый») для совместной работы, имеется возможность более сильным реализоваться в роли учителя, проявить такие нравственные качества, как ответственность за правильность порученной работы, отзывчивость, стремление оказать помощь другому. У детей со слабой динамикой в ходе коррекционной работы отмечается качество организованности, активности, инициативности и взаимопомощи.
Дети, работающие в парах, обучают сами себя. Логопед контролирует и направляет их работу. Конечно, этого можно достичь лишь после того, как один из детей в паре уже обучен самим логопедом и имеет необходимые знания, умения и навыки.
Основной процесс парной работы складывается из нескольких элементов:
- подготовка к выполнению задания (постановка проблемной ситуации, инструкция к выполнению, раздача дидактического материала парам);
- парная работа (знакомство с материалом, планирование работы в паре, распределение заданий между партнерами, индивидуальное выполнение задания, проверка выполнения задания логопедом, обмен выполняющих ролями)
- заключительная часть (обсуждение индивидуальных и общих результатов работы, оценка качества выполненной работы логопедом).
При работе в паре дети учатся уступать друг другу, сдерживать свой эгоизм, договариваться, подчиняться правилам, внимательно слушать задание, оказывать помощь друг другу, не ссориться, работать дружно и оценивать результат работы, как свой, так и товарища. Таким образом, применение методики парной работы позволяет логопеду решать наряду с коррекционными задачами еще и задачи нравственного воспитания детей.
Используемая литература:
1. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах. https://kco-kras.ru/mit/para/
2. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.