Татьяна Жилина
Особенности работы с методическим комплектом «Пертра»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с методическим комплектом
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Публикация «Особенности работы с методическим комплектом „Пертра“» размещена в разделах
В современных образовательных учреждениях в практической работе педагога-психолога используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Одним из таких игровых средств является игровой комплект «Пертра».
Игровой комплектом «Пертра» - это многофункциональное пособие, включающее большое количество инструментов, позволяет педагогу организовать и провести: сенсорный тренинг; моторный тренинг; интеллектуальный тренинг; коммуникативный тренинг; психоэмоциональную разгрузку.
Разработан методический комплект известным педагогом-практиком Марианной Фростиг, смоделирован согласно концепции творческого формирования, как ребенка, так и самого педагога, предназначен для развития и коррекции детей дошкольного, младшего, среднего школьного возраста, а так же для работы с детьми с ОВЗ. Может быть использован в работе не только педагога – психолога, но и дефектолога, логопеда, воспитателя.
В состав этого комплекта входят семь наборов игровых средств в чемоданах, в каждом чемодане от 100 до 1000 деталей; две доски основы и мобильный стеллаж для хранения чемоданов.
Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора «Пертра» вызывает у детей интерес и познавательную активность.
Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.
Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.
Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с изучения каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин – рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали из одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.
На занятиях доски-основы могут располагаться, как на столе, так и
на ковровом покрытии, на полу. На досках-основах, есть отверстия, потому что в составе каждого ящика имеются деревянные штыри для установки на этих основах, на эти штыри можно одевать различные бусины, натягивать резиночки, работы очень-очень много. Давайте рассмотрим каждый чемодан.
1-ый чемодан называется «Пространство на плоскости».
Большая часть деталей в этом чемодане с желобами, из которых ребенок может выстраивать различные лабиринты дорожек, можно использовать маленькие шарики (показать, чтобы прокатывать их по лабиринтам. Есть в комплекте машинки, человечки, которые по этим дорожкам могут ходить. Т. е. это подготовка руки к письму, это развитие графо моторных навыков и мелкой моторики, это ориентировка на плоскости, потому что, выстраивая дорожки, ребенок все время проговаривает: «Здесь у меня дорога повернет направо, а здесь дорога повернет налево, а здесь я сделаю перекрёсток и т. д.».
С противоположной стороны каждая деталь имеет те же самые дорожки, нанесенные краской. Можно использовать деталь той стороной, где желобки, и той стороной, где нанесена краска, чтобы строить дорожки. По таким дорожкам ребенок может тоже прокатывать шарик, водить человечка и т. д.
Плоскость можно разделить на 2 части, тем самым сделав центральную асимметрию, т. е. выложить с одной стороны одни дорожки, а с другой стороны другие дорожки, симметрично отобразив на другой половине.
Можно использовать различные цветные метки для ориентировки на плоскости, например, ребенку дается инструкция «Ты движешься от синего домика к желтому и т. д.».
2-ой игровой набор называется «Упорядочивание элементов».
Обратите внимание, большая часть элементов относится к сенсорным эталонам, т. е. это геометрические формы разного цвета. Есть 2 рамки - подстави, на которых педагог с ребенком могут работать с формой, делить форму на части. Например : «Как разделить квадрат на 2 части, из каких фигур мы это сложим? Из каких фигур нужно сложить, чтобы разделить квадрат на 4 части? и т. д.». Т. е. это понимание части и целого, аналитическое восприятие формы.
Можно выполнять различные упражнения на конструирование. Используя контрастные решения одного цвета на другом, очень хорошо развивается зрительное восприятие, потому что ярче контраст красного на желтом, хуже контраст зеленого на синем и т. д. В зависимости от того на сколько развито зрительное восприятие у каждого ребенка, педагог может подбирать определенные детали данного набора.
3-ий игровой набор называется «Одинаковое и разное».
Большая часть деталей этого набора – это бусины разных размеров и разных цветов. Есть шнуры разного диаметра и разной длины, на которые можно нанизывать бусины, можно закрепить этот шнур, он имеет деревянное окончание.
Можно попросить ребенка выполнить задание по образцу, можно по словесной инструкции, можно выполнять групповое упражнение, когда один ребенок задает параметры, например: «Возьми цилиндр красного цвета», а другой ребенок выбирает соответствующую деталь и нанизывает её.
Также можно выполнять упражнения на зрительную память, когда педагог собирает образец и накрывает какой-то шапочкой, а ребенок тут же выполняет по памяти.
Возрастной разброс для работы с этим пособием огромный, потому что европейская практика использует этот комплект и с взрослыми, например, в постинсультный период, т. е. с людьми, которым нужно восстановление физических функций, мелкой моторики и т. д. Т. е. этот комплект ориентирован не только на детей, но и на взрослых в том числе.
4-ый комплект «Пространство и преобразование»
В набор входят деревянные шаблоны разных форм, деревянные пластины для крепления на доске-основе, воротца, резинки с пробками на конце.
При помощи этого комплекта можно строить различные лабиринты с воротиками, когда они открываются, закрываются, ребенок прокладывает там что-то.
Можно поиграть в воротики забивая шайбы, если натянуть на периметре резиночки, при помощи, которых ребенок будет отталкивать шайбы.
Вариантов работы здесь очень много. Посмотрите часть – целое, вот такие панельки они со штырьками для держания в руке, могут служить шаблонами для обводки. Т. е. работа не только на досках – основах, но и на бумаге. Можно обводить фигуры, делать какие-то орнаменты, конструировать и т. д.
Обратите внимание на воротики, они все поворачиваются, можно делать какие-то сигнальные воротики, строить лабиринты. Можно работать с резинками и со штырьками, делать заборчики, составлять резинками различные геометрические фигуры.
5-ый игровой набор - «От каракуль к каллиграфии».
В этом наборе основу составляют тоже детали с желобками, но в этом наборе еще есть пластиковый лист (оргстекло). Ребенок выстраивает дорожки, накрывает их этим оргстеклом и может вести магнитным стилусом металлические шарики, это подготовка руки к письму, когда ребенок фиксирует пишущий предмет в руке и удерживает металлический шарик, проводя по этим дорожкам.
Этот комплект предназначен для более старших деток, старшей и подготовительной группы. Упражнения с этим набором хорошо развивают графо моторные навыки и зрительно-двигательную координацию.
6-ой набор называется «От хватания к схватыванию».
В этом наборе огромное количество бусин различного диаметра и размера, различные шнурки, причем от самых толстых до самых тоненьких, резинки, различные шайбы – все то, что поможет организовать работу по развитию мелкой моторики, моторики пальчиков рук. Можно вести работу с цветом, формой, величиной этих бусин.
К этому набору прилагается доска-основа уже на 280 отверстий, т. е. работа может быть построена совсем другая. Например, упражнение «Боулинг», выстраиваются маленькие деревянные кегли на доске, натягивается резиночки, и ребенок либо шариками, либо плоской шайбой, которая входит в комплект, отталкивается от этой резиночки и пытается сбить кегли. Маленький реберной еще не способен оценить большое пространство в спортивном зале, для того чтобы попасть по кеглям, а вот такую игру на столе, он с удовольствием примет и будет развивать свой глазомер.
В этом наборе можно также играть с резиночками, прищепками (прищепки в этом наборе есть совсем маленькие и чуть больше).
И 7-й набор называется «Развитие элементарных математических представлений».
В этом наборе есть цифры, числовые полоски для выкладывания количества, есть бусины, опять-таки для выкладывания количества. На деревянных деталях с цифрами есть желобки, в которые ребенок может выкладывать определенное количество бусин, т. е. все то, что поможет сформировать математические представления счета, пересчета у детей дошкольного возраста.
При работе с методическим комплектом «Пертра» можно одновременно использовать детали из нескольких наборов.
Вариантов упражнений с этой игротекой очень много, все зависит от фантазии педагога.