Телкова Анна Ивановна
Особенности воспитания детей младенческого возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая роль в воспитании ребенка младенческого возраста в детском саду принадлежит воспитателю. Его функцией является обеспечение всех условий, которые необходимы для становления положительного состояния здоровья ребенка. При общении и взаимодействии ребенком, воспитатель дарит тепло, ласку, предоставляет тот объем и содержание информации, которая будет полезна для развития ума и внутреннего состояния души ребенка. Доброжелательное отношение, спокойное, понимание, сочувствие являются залогом уравновешенного состояния малыша.
Публикация «Особенности воспитания детей младенческого возраста в детском саду» размещена в разделах
Когда воспитатель принимает ребенка впервые в детский сад, он должен знать как можно больше информации о нем. Частые беседы с родителями, врачами, пополняют общее представление о ребенке, у воспитателя появляется возможность более корректно организовать взаимодействие с каждым из воспитанников, что положительно влияет на развитие каждого из них.
Воспитатель должен следить за эмоциями ребенка, которые непосредственно возникают при проведении режимных моментов – кормлении, бодрствовании ребенка, формировании поведения. Эмоции обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка. Положительные эмоции, возникающие при взаимодействии и общении со взрослыми и со сверстниками – залог становления полноценно развитой личности ребенка.
Еще одной и главной особенностью раннего возраста является взаимозависимость здоровья, физического и нервно-психического состояния детей. Крепкий, физически здоровый ребенок намного меньше подвержен заболеваниям и лучше развивается психически. Но не следует забывать, что даже незначительные нарушения в самочувствии малыша оказывают отрицательное влияние на его эмоциональную сферу, поведение.
Начиная с первого месяца жизни во время бодрствования необходимо регулярно выкладывать ребёнка на живот на твёрдую поверхность. Такая поза в дальнейшем, после того как ребёнок научится хорошо держать голову, позволит ему следить за окружающим, поворачивать голову в разные стороны, тянуться к находящимся перед ним игрушкам, брать их, рассматривать.
С 4 месяцев младенец начинает самостоятельно переворачиваться со спины на бок, к 5 месяцам на живот, а с живота перевернётся на спину уже в 6 месяцев. Так у него появляются первые попытки ползать. Взрослый помогает ребёнку освоить эти движения, что поддерживает у малыша эмоционально положительное состояние. Для формирования навыка ползания пятимесячного ребёнка кладут на живот и раскладывают перед ним яркие игрушки, чтобы он мог дотянуться и взять их. Игрушки побуждают к ползанию.
Воспитателю необходимо проводить индивидуальные занятия, побуждающие ребёнка к ползанию, привлекать его внимание показом игрушки, тем самым способствовать развитию двигательной активности, стремлению самостоятельно приблизиться к тому, что его интересует. С 6 месяцев ребёнок пытается садиться. К 8 месяцам надо поощрять желание ребёнка садиться самостоятельно. Чтобы сформировать движения, подготавливающие к ходьбе, необходимо (начиная с 2 месяцев, взяв ребёнка под мышки, ставить его на ноги, чтобы он опирался выпрямленными ногами о поверхность.
Развитие упора необходимо для укрепления мышц ног. Это имеет большое значение для своевременного вставания и ходьбы ребёнка. Воспитатель начинает учить малыша с 9–10 месяцев ходить с поддержкой за одну руку, объясняя, зачем и куда они идут: «пойдём гулять», «пойдём кушать». При своевременном развитии движений дети овладевают самостоятельной ходьбой с 11–12 месяцев.
Для совершенствования усвоенных движений педагогом должны быть созданы условия, побуждающие детей двигаться. В процессе самостоятельной деятельности воспитатель стремится активизировать движения детей. С этой целью проводятся индивидуальные и групповые занятия, способствующие развитию и совершенствованию движений, навыков самостоятельной ходьбы.
На 1- м году жизни ребёнок интенсивно овладевает движениями, у него формируется предметное восприятие. Своевременное развитие органов чувств ребёнка способствует установлению новых связей с внешним миром, формированию общих движений и целенаправленных движений рук. Восприятие предметов развивается в процессе овладения элементарными действиями с предметами – хватанием и манипулированием. Для развития действий с предметами необходимо в каждый период бодрствования подвешивать над грудью ребёнка на высоте 10–15 см игрушки, удобные для захватывания.
Для смены тактильных и зрительных ощущений игрушки необходимо менять через 2–3 дня. После того как ребёнок научится захватывать игрушку, его необходимо научить брать погремушку. Это необходимо не только для развития движений рук, ознакомления со свойствами предметов, но и для приучения ребёнка к самостоятельному бодрствованию, развитию волевых черт, таких как настойчивость и упорство.
Научившись брать и удерживать игрушку, ребё нок начинает манипулировать ею: перекладывает из руки в руку, размахивает, постукивает ею. Так, манипулируя игрушкой или предметом, ребёнок познаёт их свойства.
Воспитатель, организуя самостоятельное бодрствование, даёт каждому ребёнку игрушки в соответствии с его возрастом и уровнем развития умений. С 6 месяцев взрослый старается вызвать подражание простым действиям и движениям, например, «покати мяч», к 9–10 месяцам – до 89 водить действия до определё нного результата: снимать и надевать на стержень кольца, накладывать 2–3 кубика один на другой. Ребёнок учится усвоенное действие с одной игрушкой повторять с другими, что способствует усвоению и обобщению нового способа действия.
В подобной предметно-игровой деятельности развивается наглядно-действенное мышление. При обучении действиям с предметами воспитатель использует различные приё мы: показ с простым объяснением; подсказку действия; совместное действие, направляющее руку малыша.
Из данной статьи можно сделать вывод, о том, что воспитатель несет большую ответственность за состояние ребенка, который непосредственно взаимодействует с ним в его повседневной жизни, и от того, насколько профессионально будет организована эта деятельность, зависит психологическое и физическое развитие ребенка в данном возрасте.