Каюмова Анна Михайловна
Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу предъявляет к психике ребенка новые высокие требования: перестраивается аффективно-мотивационная сфера личности, возрастает произвольность психических процессов, складываются начальные формы учебной деятельности. Все эти преобразования подчинены общей логике и в совокупности определяют становление нового уровня психической регуляции деятельности. Остановимся подробнее на особенностях психического развития детей 6 – 7- летнего возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лето. ВСЕ материалы на летнюю тему
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время остается недостаточно изученной социальная ситуация развития в 6-7 -летнем возрасте, особенно со стороны ее субъективного переживания самим ребенком. В исследованиях Л. И. Божович и ее сотрудников показано, что в этот период у детей складывается ориентация на школу и учебу (внутренняя позиция школьника, отражающая отношение взрослых к ребенку как школьнику уже или в ближайшем будущем. По-видимому, этой ориентацией и представлен субъективный аспект социальной ситуации развития. Важно отметить, что внутренняя позиция школьника складывается еще до начала школьного обучения. Это опережающее представление, обязанное своим происхождением той работе по подготовке ребенка к школе, которая сознательно или стихийно проводится в детском саду и в семье.
Анализ тех ожиданий и требований, которые предъявляются ребенку взрослыми, показывает, что главная характеристика отношения взрослых к ребенку этого возраста это их ориентация на его поступление в школу (уже совершившееся или еще предстоящее). В 6 лет повышается субъективная значимость широкого социального окружения. Ребенок начинает осознавать себя членом общества. Для него становится важным общение не только со своим ближайшим окружением (родителями, другими родственниками, друзьями дома, но и с посторонними взрослыми людьми. Изучение внутренней позиции ребенка свидетельствует о том, что ее становление на протяжении 7 -го года жизни преимущественно состоит во все более адекватном отражении объективных особенностей социальной ситуации развития. (Т. А. Нежнова)
Необходимо отметить, что психологическим содержанием перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности. Игра - ведущая деятельность дошкольника - уступает место учебе. Глубинные закономерности движения от дошкольной игры к учебе определяются основными новообразованиями, возникающими на границе дошкольного и младшего школьного возраста (опосредованный, произвольный характер поведения ребенка).
Д. Б. Эльконин предположил, что промежуточным звеном межу ролевым и знаково-символическим опосредованием может стать условно-динамическая позиция, принимая которую ребенок изменяет отношение к задаче, начинает подходить к ней как бы с точки зрения другого участника ситуации. От игровой роли условно-динамическая позиция отличается своей приуроченностью к решаемой задаче. Объединяет их то, что в обоих случаях ребенок «перевоплощается» в другого человека.
Особый интерес среди ученых (В. А. Недоспасовой, Е. В. Филипповой, А. Л. Венгером, Е. А. Бугрименко) приобретает изучение условно-динамической позиции, которая становится средством, обеспечивающим интериоризацию - переход совместного действия в индивидуальное. Л. С. Выготский рассматривал интериоризацию как общий механизм формирования высших (т. е. осознанных и произвольных) психических функций : логического мышления, произвольного внимания, смысловой памяти. Условно-динамическая позиция способствует протеканию другой стороны этого процесса: принимая точку зрения своего партнера по выполнению действия, ребенок, согласно предположению, сможет «присвоить» это действие (ранее доступное ему лишь в сотрудничестве). Следовательно, использование условно-динамической позиции в обучении должно помочь направленно формировать психологические новообразования, характерные для периода перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Условие такого формирования - приобретенная в игровой деятельности способность ребенка к принятию и удержанию позиции другого человека.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная ситуация развития ребёнка 6 – 7 лет усложняется и дифференцируется, ребенок вступает в отношения с более широким социальным миром, он осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Выделяется новая сфера социальных контактов ребёнка - его отношения со сверстниками, которые связаны с коллективным характером обучения.
В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца было установлено, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту связан с «потерей непосредственности». У ребенка появляется обобщенное отношение к себе и к миру, определяемое обобщенными эмоциональными представлениями. От бессознательного использования социально выработанных средств психической регуляции деятельности ребенок переходит к их сознательному применению.
Данная сторона вопроса является весьма важной, так как новый уровень регуляции деятельности отражается в преобразовании всех психических процессов ребенка. Д. Б. Элькониным психические процессы были сгруппированы по двум основным сферам деятельности. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребенка с другими людьми (развитие мотивационных и аффективных процессов, становление самооценки, а операционально-техническая - его отношениями с предметным миром (развитие символической функции).
В исследованиях Е. З. Басиной, М. Р. Гинзбурга было установлено, что на 7-м году жизни начинает складываться обобщенная самооценка, а у некоторых детей также ранний образ Я (включающий наряду с оценочным аспектом содержательное дифференцированное представление ребенка о себе, которые носят предвосхищающий, ценностно заданный характер: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желаемые, ожидаемые им. Эти психологические образования, как и социальные эмоции, актуализируются почти исключительно в беседе со взрослым и пока еще не играют существенной роли в регуляции деятельности.
Согласно Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко новый уровень произвольности, складывающийся у большинства детей на 7-м году, характеризуется появлением ориентации на последовательные указания взрослого, на систему условий поставленной задачи. При благоприятном ходе психического развития указания взрослого становятся фактором, направляющим ориентировку ребенка в ситуации, в условиях задачи.
Существенное значение по мнению А. Л. Венгера имеет появление к 6 годам высокого уровня развития наглядно - образного мышления у детей, в частности способности к оперированию обобщенными, схематизированными образами. Эта способность развивается на протяжении всего дошкольного возраста и не может, следовательно, рассматриваться как специфическое новообразование «кризиса 7 лет». В качестве такого психологического новообразования выступает появление у ребенка нового - сознательного - отношения к символическим и знаковым средствам психической деятельности. Новое отношение резко расширяет возможности использования этих средств при решении разнообразных задач, прежде всего учебных.
Сопоставляя развитие различных психических процессов в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, легко заметить общую закономерность. Она состоит в появлении социально опосредованного отношения к действительности, отходе от связанности конкретной ситуацией (по выражению Л. С. Выготского, в «потере непосредственности»). Это сказывается в общей ориентации на социальную действительность, школу (внутренняя позиция школьника, в формировании образа «Я», опосредующего отношение ребенка к самому себе. Bнеситуативны также специфичные для изучаемого возраста учебный и социальный мотивы. Интенсивно формируются внеситуативные обобщенные эмоции, опосредованные социальными критериями. Познавательные процессы начинают характеризоваться сознательным использованием социально выработанных средств (символических и знаковых). (Л. С. Выготский, 1984, т. 4)
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет комплексно охарактеризовать преобразования детской психики, связанные с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, т. е. с так называемым кризисом 7-ми лет. Источник этих преобразований - изменение реального положения ребенка в системе отношений со взрослыми, с обществом.