Юлия Магина
Особенности профориентации слепых и слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Магина Юлия Михайловна
Педагог-психолог СПб ГБОУ школы-интерната № 1
им. К. К. Грота для слепых и слабовидящих детей
Особенности профориентации слепых и слабовидящих детей.
1. Введение
В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи, в защите и социализации.
Не являются исключением и инвалиды по зрению, которые остро нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи.
Публикация «Особенности профориентации слепых и слабовидящих детей» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов» : инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства; инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; имеют право на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности и т. д.
Задача специалистов, работающих с инвалидами по зрению, создать условия, в которых они смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности и будут жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих. А это можно сделать тогда, когда мы сумеем дать слепому или слабовидящему человеку возможность трудиться.
Трудовая деятельность станет средством адаптации и социализации человека в обществе, увеличит его степень независимости, даст возможность ему контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы, то есть, сможет послужить условием, когда инвалид сам будет в состоянии решать свои проблемы. Но для этого труд инвалида должен учитывать его интересы, его физические и психологические особенности, его способности и т. д. Поэтому изучение психологических особенностей инвалидов по зрению является важной задачей специалистов, сталкивающихся с такой категорией людей.
Первые попытки дать толкование психической деятельности слепых принадлежат французскому энциклопедисту Д. Дидро. Начало систематического обучения слепых послужило толчком к возникновению тифлопедагогики и одновременно стало объективной предпосылкой становления тифлопсихологии.
Первые попытки исследования психики слепых (вторая половина XIX в.) были проведены методом интроспекции. В это же время, первые эксперименты по исследованию ощущений, представлений, памяти А. А. Крогиуса, Г. И. Челпанова.
Начало XX в,—стихийный процесс формирования тифлопсихологии как самостоятельной науки.
В России зарождение тифлопсихологии относится к 80-ым годам XIX в. Правда, идеи И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурского не нашли отражения в дореволюционной тифлопсихологии.
В середине 20-ых—начале 30-ых годов в России отмечают борьбу с биологизаторскими течениями в тифлопсихологии.
Учение о сложной структуре дефекта Л. С. Выготского—крупнейший вклад в становление дефектологии в России.
В послевоенное время в изучение психики слепых значительный вклад внесла М. И. Земцова. В работе «Пути компенсации слепоты» она обобщила весь накопленный к этому времени материал, сделала ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показала диалектику взаимоотношений двух основных факторов компенсации: биологического и социального.
Среди учёных, занимавшихся этой проблемой, нельзя не назвать таких как А. Г. Литвак, М. Е. Хватцев, Б. Г. Ананьев, А. В. Ярмоленко, А. И. Зотов, Ю. А. Кулагин, Т. Р. Армитэдж, П. Биллей.
Совершенно очевидно, что опыт, накопленный в этой области смежными науками обязательно должен быть учтён.
Работая со слепыми и слабовидящими детьми в области профориентации, следует опираться на ранее полученные научные данные о психологических особенностях таких детей.
Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.
Слепота у детей может быть врожденной и приобретенной. Врожденная слепота бывает следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития или наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота наступает вследствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, опухоли мозга, осложнений после перенесенных инфекционных заболеваний, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга и глаз.
Процесс развития слепых детей подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие зрячих детей. Однако утрата зрения обусловливает некоторые особенности в развитии слепых детей. Они испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера не воспринимаются слепыми.
Большие затруднения возникают у слепых детей в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов, движения предметов и т. д. Все это обедняет чувственный опыт слепых детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении, гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается.
При отсутствии зрения наблюдается своеобразие ориентировочной реакции, особенно на звуковые раздражители. В отличие от зрячих детей у слепых ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает. Это объясняется тем, что при утрате зрения звуки являются очень важным фактором ориентировки слепых в окружающей действительности.
Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и имеет свои особенности, требующие применения специальных коррекционно-педагогических средств воздействия.
Слепота обусловливает задержки в формировании движений, проявляющиеся, в частности, при занятиях физкультурой. Чтобы преодолеть этот недостаток, применяют специальные приемы, способствующие выработке у слепых детей навыков контроля своих движений на основе слуховых, кожных и двигательных ощущений.
У некоторых детей в связи с утратой зрения наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. Нередко явно выраженные тяжелые переживания возникают в связи с неудачами в учении, труде, в повседневной жизни. Правильно организованная система воспитания и обучения помогает преодолеть такие отрицательные явления.
Особенности слепых детей не отражаются на развитии высших форм психической деятельности. В процессе воспитания и обучения, в связи с овладением системой знаний, умений и навыков отрицательные явления слепоты постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации.
Пути и способы компенсации зависят от содержания, методов, условий и организации обучения.
У ослепших детей огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся в памяти.
Большое значение в компенсации слепоты имеет формирование социальных мотивов деятельности, идейной направленности, сознательности.
Пути и степень развития компенсации зависят также от того, в каком возрасте утрачено зрение, от причин, вызвавших слепоту, от наличия остаточного зрения, от наличия и тяжести нарушений центральной нервной системы и функций всего организма детей
2. Работа по профориентации в школе-интернате.
В образовательном учреждении сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется как через урочную, так и внеурочную и внеклассную организацию деятельности.
С целью подготовки учащихся к выбору профессии, социализации выпускников в инвариантную часть учебного плана школы-интерната включён предмет «Технология», в рамках которого решаются задачи профессионального ориентирования обучающихся. Вариативная часть учебного плана представлена следующим образом: в 9-12 классах реализуются элективные курсы, направленные на профессиональное самоопределение школьников.
За рамками учебного плана в качестве коррекционных часов в 9-12 классах реализуется курс «Развитие коммуникативной деятельности. Профориентация» с привлечением учителей-дефектологов.
Кроме того, в планах воспитательной работы классных руководителей и воспитателей предусматриваются проведение разнообразных видов деятельности по профориентационному направлению : экскурсии, встречи, беседы, викторины, конкурсы. Налажено тесное взаимодействие по организации профориентационной работы с молодежным социально-деловым центром.
Педагогом–психологом ведётся диагностическое изучение индивидуально-личностных особенностей и профессиональных предпочтений учащихся: «Карта профессиональных предпочтений», тест «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной, тест «Ценностных ориентаций и жизненных ценностей» С. С. Бубнова, набор проективных методик, направленных на выявление эмоционального отношения к выбору профессии.
Набор разнообразных тестов, опросников, анкет имеется в арсенале у воспитателей, классных руководителей. По результатам диагностики педагогом- психологом проводятся консультации для всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов).
В выпускных классах с выпускниками индивидуально работает психолог. В итоге учащийся получает перечень профессий, которые являются предпочтительными исходя из его личностных особенностей, с учетом оценки состояния здоровья. А также выпускники получают информационную поддержку.
3. Трудности профориентации слепых и слабовидящих детей.
Вместе с тем, несмотря на сложившуюся систему, имеются определенные трудности, связанные в первую очередь с узким выбором специальных учреждений для слепых учащихся. В последнее время в стране открываются отделения при Сузах, ВУЗах для слепых обучающихся, но это незначительное количество и направления невелико.
В качестве основных проблем в организации эффективной профориентационной работы следует выделить следующие:
- отсутствие информации о кадровой потребности на предприятиях и учреждениях города, тем более для слепых и слабовидящих обучающихся; - отсутствие заинтересованности со стороны работодателей в организации профориентационной работы с учащимися;
- слабое взаимодействие школ с учреждениями профессионального образования в плане реализации профориентационных программ;
- слабое вовлечение в профориентационную деятельность родителей учащихся;
- отсутствие наработанной системы отслеживания эффективности и результативности реализации программ по профориентации подростков.
Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения требуют переосмысления деятельности по профориентации. Она должна не просто помогать молодым инвалидам по зрению в выборе профессии, а научить самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
4. Роль психологического сопровождения для создания условий успешной социализации и эффективной самореализации слепых и слабовидящих детей.
Работа по профориентации в школе-интернате строится на базе программы коррекционно-развивающих занятий по профориентации, разработанной в соответствии с ФГОС ООО.
Цель работы: оказание профориентационной поддержки учащимся с ОВЗ в процессе выбора будущей профессиональной деятельности; выработка сознательного отношения к труду, дальнейшее их профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими психофизическими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Основными задачами изучения курса являются:
• повышение уровня компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
• формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
• ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и с новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
• содействие воспитанию толерантного отношения к окружающим людям и разным видам труда;
• развитие саморегуляции, как поведения, так и эмоций;
• развитие интеллектуальных, творческих и организаторских способностей;
• овладение навыками командного взаимодействия;
• коррекция специфических проблем, возникающих в сфере общения у незрячих и слабовидящих;
• формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия без контроля со стороны зрения;
Формы реализации программы:
- Внеурочные мероприятия;
- Экскурсии;
- Коллективные творческие дела и внеклассные занятия.
Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, направленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Определение профессиональной пригодности учащихся по выбранной ими профессии для выявления наибольшей вероятности успешного её освоения и выполнения, связанных с ней трудовых функций.
5. Социально-трудовая адаптация учащихся.
6. Раннее профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;
7. Внедрение инновационных методов и технологий в профессиональное воспитание.
8. Основные группы профориентационных методов для использования в образовательном учреждении.
Методы профориентации : информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.
5. Рынок труда и проблемы трудоустройства в СПб для слепых и слабовидящих сегодня.
Для начала, немного официальной статистики: аппаратом управления ВОС по поручению президента ВОС А. Я. Неумывакина проведен мониторинг актуальных профессий и профессиональных предпочтений инвалидов по зрению в 2016 году.
Анализ данных показывает следующие результаты:
На открытом рынке труда работает 11500 человек (66,3% от числа работающих инвалидов по зрению – членов ВОС). Из общего числа работающих на открытом рынке труда 4657 человек (40,5%) занято на рабочих должностях, а 6843 (59,5%) – в качестве специалистов.
Более 80% инвалидов по зрению – членов ВОС, занятых на рабочих должностях открытого рынка труда являются инвалидами по зрению второй и третьей групп.
Как показал мониторинг, среди незрячих специалистов, работающих на открытом рынке труда, наиболее актуальными являются следующие профессии :
- Массажисты: 2111 человек (30,8%)
- Работники сферы образования: 1281 (18,7%)
- Предприниматели и работники сферы индивидуального труда: 696 (10,2%)
- Работники сферы ИТ: 333 (4,9%)
- Музыканты: 318 (4,7%)
- Психологи и соц. Работники: 226 (3,3%)
- Юристы: 143 (2,1%)
- Работники библиотек: 127 (1,9%)
- Менеджеры: 114 (1,7%)
- Бухгалтера: 110 (1,6%).
Профессиональные предпочтения инвалидов по зрению – членов ВОС распределились следующим образом:
Из 8167 человек, принявших участие в мониторинге в качестве нуждающихся в трудоустройстве, 4243 (52,0%) заявило, что не исключает трудоустройства на предприятиях ВОС в качестве рабочих, с достойной оплатой труда (не менее 12 тысяч рублей в месяц при выполнении нормы). 3854 человека (47,2%) хотело бы трудоустроиться на открытом рынке труда.
На рабочих должностях открытого рынка труда хотело бы трудоустроиться 1007 человек. Остальные 2847 человек (34,9%) ищут работу на открытом рынке труда в качестве специалистов.
Из общего числа соискателей должностей специалистов открытого рынка труда, наиболее актуальными профессиональными предпочтениями являются: работники сферы ИТ, массажисты, работники сферы образования, музыканты, юристы, психологи.
Результаты мониторинга направлены в Минтруд России. Президент ВОС поручил проинформировать о данных мониторинга Центральное правление ВОС, полномочных представителей президента ВОС в Федеральных округах, актив региональных организаций, с тем, чтобы учесть в планировании и организации работы по трудоустройству инвалидов по зрению.
Однако, как обстоят дела на самом деле: даже если незрячий соискатель находит доступную, по его представлениям, вакансию на открытом рынке труда, которая соответствует его запросам, работодатель, как правило, будет стараться найти причину, чтобы не взять такого соискателя.
На формирование этой позиции работодателя оказывают влияние следующие факторы:
- По законодательству, незрячий сотрудник, как и любой сотрудник с инвалидностью I и II групп, должен работать не более 35 часов в неделю при той же заработной плате, которую получают его коллеги без инвалидности, работающие 40 часов в неделю. То есть эффект от работы такого сотрудника будет заведомо на 12,5% меньше, чем эффект сотрудника без ограничений здоровья.
- Среди работодателей широко распространено мнение, что инвалида гораздо труднее уволить, чем сотрудника, не имеющего инвалидности.
- Достаточно часто в индивидуальных программах реабилитации инвалидов отсутствуют записи, позволяющие ясно определить характер и условия их труда.
- Многие работодатели до сих пор считают, что рабочие места инвалидов по зрению обходятся гораздо дороже, чем рабочие места остальных сотрудников.
- В ряде случаев инвалид по зрению, особенно, недавно закончивший учебное заведение, имеет завышенную самооценку своих возможностей и, на практике, не справляется с работой, становясь для организации, принявшей его на работу, источником различных проблем.
- Достаточно часто среди работодателей наблюдается то, что обычно политкорректно называют особенностями менталитета по отношению к инвалидам по зрению, а многие, кто обходится более простыми жизненными формулировками, именует это явление моральным уродством.
Оно проявляется в том, что незрячего человека не берут на работу просто потому, что он незрячий, придумывая для оправдания какую-нибудь отговорку, вроде того, что «до места работы будет трудно добираться» или что «на это место мы уже нашли сотрудника», а часто и не давая себе труда на какие-либо объяснения.
Самыми актуальными профессиями для незрячих специалистов являются массажисты, работники сферы образования (в основном – учителя и преподаватели гуманитарных дисциплин, предприниматели и работники сферы индивидуального труда, специалисты в области информационных технологий, музыканты, психологи и социальные работники, юристы, сотрудники библиотек.
При этом массажисты, работники сферы образования и работники сферы индивидуального труда составляют почти 2/3 из общего числа незрячих специалистов – членов ВОС. Однако спектр видов деятельности, в которых работают незрячие, гораздо шире, чем перечень наиболее часто встречающихся профессий.
По сути, незрячему человеку доступна работа везде, где использование зрения может не играть решающей роли.
Да. Вероятность получить достойную работу для незрячего человека, вышедшего на просторы открытого рынка труда, невелика. Но каждый может повысить её для себя. Всё зависит от силы воли и стремления добиваться поставленной цели.
Учебные заведения, в которых учатся наши выпускники сегодня.
1. Педагогический колледж №8
2. Медицинский колледж №2 (сестринское дело, медицинский массаж)
3. Профессиональное училище №35 (парикмахерское дело)
4. Малоохтинский колледж (технология машиностроения)
5. Художественно-профессиональный лицей им. К. Фаберже (ювелир)
6. Музыкально-педагогическое училище (учитель музыки, музыкальный руководитель)
7. СПбГ Институт культуры (факультет социально-культурные технологии, факультет музыкального искусства эстрады, эстрадно-вокальное отделение)
8. РГГМУ (отделение отечественной филологии)
9. РГПУ им. Герцена (коррекционная педагогика, общая музыкальная педагогика, политика, регионоведение и международные технологии)
10. СПб ГЭУ (факультет экономики, менеджмент и инновации)
11. СПбГУ им. Пушкина (история и социальные науки)
12. СПбГ лесотехнический университет (информационные системы и технологии)
13. ГУ морского и речного флота им. С. О. Макарова (информационная безопасность авт. ом систем).
Результатом профориентационной работы являются осознанный выбор выпускниками дальнейшего самостоятельного пути. И хоть путь этот бывает нелегким, они радуют нас своими успехами, настойчивостью в достижении цели что подтверждается мониторингом трудоустройства выпускников в соответствии с данными диагностического обследования и рекомендаций.
За многолетнюю деятельность школа дала путевку в жизнь более тысячи воспитанникам. Они выбирают разные дороги. Большинство из них стали прекрасными рабочими предприятий УПП ВОС, специалистами различных профессий, руководителями предприятий и организаций, преподавателями и учеными, музыкантами и композиторами, профессиональными спортсменами, массажистами высокого класса. Мы гордимся тем, что в каждого из них вложена частица нашего труда.
6. Информационная поддержка выпускников и соискателей.
Одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в т. ч. инвалидов. На 11.01.2017 в Санкт-Петербурге проживает 637,8 тыс. инвалидов, из них в трудоспособном возрасте 95,3 тыс. человек, в том числе 23,4 тыс. инвалидов имеют рекомендации по трудоустройству.
По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области численность работающих инвалидов трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге составляет 31,8 тыс. человек.
Трудоустройство осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Список сайтов, содержащих основную информацию по вакансиям:
1. sisto@vos.org.ru (сайт Всероссийского общества слепых о вакансиях в СПб);
2. https://www.trudvos.ru ;
3. https://proprof.ru (новости о профессиях);
4. https://edunews.ru (самые востребованные профессии сегодня);
5. https://www.ucheba.ru (профориентация)
Общественные организации - партнеры Комитета в вопросах содействия трудоустройству инвалидов:
1. Санкт-Петербургская Региональная организация Всероссийского общества слепых https://www.spbvos.ru
2. Санкт-Петербургская Региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» https://spbvog.ru
3. Санкт-Петербургская городская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» https://voi.spb.ru
4. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» https://gaoordi.ru
5. Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК» centrtruda.com
6. Региональный общественный благотворительный фонд социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр» https://www.fond-kedr.ru/
7. Санкт-Петербургская общественная организации инвалидов «Профессия» https://www.inva.spb.su
8. Санкт- Петербургская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ» https://oooiva-piter.ru/
9. Благотворительный фонд «Рауль» https://raoul.spb.ru/;
10. Фонд «Выход в Петербурге» https://outfundspb.ru
11. Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» https://perspektiva-inv
Список литературы
1. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих /СПб, Изд. РГПУ им. Герцена. -1998.
2. Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школе. Лекция / Прил. "ПС"Библиотека в школе. - 2004. - № 21. - С. 24
3. Морозова Е. А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. /АНО «МУКНГПУ»/Н. Новгород, 2002
4. Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения. -СПб. : Изд-во «Система», 2004.