Татьяна Цыбулько
Особенности предметно-пространственной среды в дошкольном специальном образование
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Публикация «Особенности предметно-пространственной среды в дошкольном специальном образование» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2022
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Поэтому большинство воспитателей должны научиться работают с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
С точки зрения Л. С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других людей. Дети, решая в группах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
При планировании развивающей предметно-пространственной среды используется принцип командной работы, где необходима многоплановая и творческая деятельность всех педагогов дошкольного отделения (ДО).
Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми.
Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, должен быть освоен воспитателями.
Игры и задания должны учитывать уровень развития ребенка и могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Воспитатель подбирает материалы, показывает ребенку, как можно ими пользоваться (если испытывает затруднения); продумывает игры, в которых можно использовать эти материалы.
Но ведущим нарушением является двигательный дефицит. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым требуется специально организованная пространственная среда, составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). И первое условие успешного обучения – это вертикализация и движения ребенка.
Самое главное при поддержке активности ребенка, помочь ему создать устойчивое равновесие, хорошо фиксированное положение. Вертикализация помогает ребенку не думать о переносе центра тяжести при любой смене позы (поворот головы, движение рукой, а обеспечивает правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем, дает силы для игровой, продуктивной деятельности. Вертикализация обеспечивается специальными приемами лечебной физкультуры, а также ортезами (фиксаторами головы и конечностей, вертикализаторами. Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда/инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации.
Если в ДО приходит ребенок с нарушениями физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия); планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.
Создание специального пространства — это и организация рабочего места для занятий с ребенком: подбор мебели и технических средств в соответствии с антропометрическими данными ребенка (ростом, весом, спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием гиперкинезов и др.).
На рабочем месте должно быть комфортное освещение, минимальное количество предметов в поле зрения ребенка, специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола, и др. Предпочтительным является зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.