Головко Елена
Особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Ф. И. О. автора (ов) статьи
Головко Елена Владиславовна
Golovko Elena Vladislavovna
Шитякова Люция Маратовна
Shityakova Lucia Maratovna
1.2. ORCID автора (ов)
https://orcid.org/0000-0001-6875-435X
https://orcid.org/0000-0002-4539-8054
1.3. Электронный почтовый адрес автора (ов) статьи.
gol_79@mail.ru
Shityakova.nastya@mail.ru
Название
Особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Публикация «Особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Features of planning educational activities with preschool children
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования. Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием.
Сегодня планирование образовательной деятельности должно обязательно включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции: воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности; образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств; развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности; социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения; оздоровительно-профилактическая — приоритет культуры здоровья. Грамотно составленные модели образовательной деятельности в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
Объект: процесс планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Предмет: особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Цель - изучение особенностей планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования.
2. Раскрыть особенности планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности календарно-тематического планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
4. Раскрыть особенности перспективного планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Успешное функционирование современного дошкольного учреждения, как и любой организации во многом зависит от качества планирования. Планирование позволяет более четко сформулировать и осознать целевые установки дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, определить систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля, обеспечить четкую координацию деятельности структурных подразделений ДОУ.
В ФГОС ДО делается особый акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей[18]. Определяющим является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважительное отношение к личности ребенка, создание условий для выявления и развития его индивидуальных возможностей и способностей, стремление к сотрудничеству.
Планирование – это сложный процесс, требующий затраты времени, координацию усилий всех специалистов, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, что в значительной степени определяет действенность и результативность деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Основа для планирования педагогического процесса в ДОО – Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определиться с необходимыми, на наш взгляд, условиями, обеспечивающими эффективное планирование образовательного процесса в ДОО :
Учет современных подходов к планированию образовательного процесса, заложенных в нормативных документах, регулирующих вопросы дошкольного образования, и методической литературе.
Построение планов образовательного процесса с учетом интеграции деятельности педагогов и специалистов, работающих в группе.
Повышение компетентности педагогов в вопросах планирования образовательного процесса в группах.
Планирование работы в старшей группе ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной.
Основная цель планирования — обеспечить выполнение «Программы воспитания в детском саду» для данной возрастной группы детского сада.
По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития.
Непрерывный процесс усложнения создает условия для полноценного воспитания и обучения детей.
Во время составления перспективного плана стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми : первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения работы в детском саду.
Результатом работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Несмотря на достаточно глубокое освещение в литературе вопросов планирования образовательной деятельности в группе детского сада, очевидна необходимость совершенствования деятельности воспитателей по планированию педагогического процесса.
В первой главе мы рассмотрели общие теоретические подходы к планированию образовательной деятельности в психологической и педагогической литературе.
Во второй главе мы изучили особенности образовательной деятельности в старшей группе ДОУ.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить. Высокий уровень планирования позволит сделать образовательный процесс более эффективным.