Ирина Кургузикова
Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Публикация «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе» размещена в разделах
Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие факторы воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи.
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, твор-ческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
3. Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей,
в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.
Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показы-вать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.
4. Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).
Рекомендуемые методы работы:
- целевые прогулки и экскурсии;
- наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т. д.);
- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;
- беседы о родном городе, поселке и т. п;
- использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение);
- разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. п.);
- обогащение и стимулирование детского творчества;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах;
- воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.