Лучший педагог года

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

наталья гаврилова
Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В связи с эти значительно возросла роль образовательных учреждений, в которых начинается духовно-нравственное становление детей

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к родному краю

Патриотическое чувство, чувство Родины. Оно начинается с отношений к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре.

Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

МОЯ СЕМЬЯ

Цель: дать понять ребёнку, что такое семья; формировать доброжелательное отношение к членам семьи; воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье.

Семья развивает личность ребёнка, в ней важна атмосфера домашнего очага, которая определяется семейными традициями, родной культурой.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Родители являются равноправными участниками формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношений государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество.

Родина начинается с родного дома, улицы.

Изучать с детьми места, где живёшь, бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся – задача, которая вполне по плечу любой семье.

Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств «вот здесь жил когда-то…», «это музей знаменитого писателя…», «здесь строится…».

Интересно и полезно бывать в музеях, на выставках. Такое посещение должно быть событием-праздником.

Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого, только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. Начинать работу по патриотическому воспитанию, нужно с создания для детей тёплой уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству, к его истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

МОЙ ДЕТСКИЙ САД

Цель: познакомить детей с детским садом, с профессиями людей которые в нём работают, воспитывать доброе отношение к детскому саду

МОЯ УЛИЦА, МОЙ ДОМ

Цель: познакомить детей с названиями улиц, на которых они живут, продолжать работу по заучиванию домашних адресов.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется.

Вторая ступень – это уже родной город.

V МОЙ ГОРОД

Цель: продолжать знакомство с городом Санкт-Петербург, рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей нашего города, знакомство с писателями и поэтами, жившими в нашем городе, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, И. А. Крылов, К. И. Чуковский.

Пути и средства патриотического воспитания.

• Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях

• Взгляды на патриотизм в летописях

• Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли)

• Роль русских сказок в процессе формирования любви к родине, к своему народу, природе родного края, сказки о солдатской дружбе.

• Героические и патриотические песни русского народа

• Русские пословицы и поговорки

«… Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи»

Д. С. Лихачёв.

Поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью в душе ребёнка.

Исходя из этого:

• Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа

• Необходимо широко использовать все виды русского фольклора, адресованные детям потешки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей

• Большое место в приобщении детей к культуре должны занимать народные традиции и праздники. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

• Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

В процессе патриотического воспитания формируется уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу.

V МОЯ СТРАНА

Цель: познакомить с названием нашей страны, с её флагом, гербом, гимном, познакомить с названием столицы, познакомить с русским народным костюмом, воспитывать любовь к нашей стране.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был бы родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают, результаты их труда необходимы не только тем, кто живёт в данной местности

- везде люди соблюдают народные традиции, чествуют знаменитых людей, отмечают общенародные знаменательные даты

- проявляют заботу о детях

- везде люди должны беречь и охранять природу.

Детям необходимо давать некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны, рассказывает о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке, взрослый учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Поэтому необходимо сочетать наблюдения с чтением художественных произведений, слушаний музыки, рассматриваем картины и иллюстрации к книгам.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая.

Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми.

Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии нашей страны.

Труд ребёнка дошкольника не велик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности, нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.

Труд с общественной мотивацией следует организовывать систематически, а не от случая к случаю.

Действенным средством является похвала, поощрение.

Игры, также как и занятия способствуют решению задач патриотического воспитания. В играх дети применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя – поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Примеры некоторых дидактических игр:

- «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

- «Русские матрёшки».

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

- «Гости города».

Цель: воспитывать интерес к жизни родного города и страны.

- «Что откуда?».

Цель: воспитывать любовь к своему городу, закреплять знание достопримечательностей, памятников, умение ориентироваться в городе.

- «Мой город – Петербург»

Цель: познакомить детей с достопримечательностями нашего города.

Необходимо постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе
Опубликовано: 24 июля 2024 в 19:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем наталья гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД