наталья гаврилова
Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В связи с эти значительно возросла роль образовательных учреждений, в которых начинается духовно-нравственное становление детей
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм
Публикация «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к родному краю
Патриотическое чувство, чувство Родины. Оно начинается с отношений к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре.
Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
МОЯ СЕМЬЯ
Цель: дать понять ребёнку, что такое семья; формировать доброжелательное отношение к членам семьи; воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье.
Семья развивает личность ребёнка, в ней важна атмосфера домашнего очага, которая определяется семейными традициями, родной культурой.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Родители являются равноправными участниками формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношений государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество.
Родина начинается с родного дома, улицы.
Изучать с детьми места, где живёшь, бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся – задача, которая вполне по плечу любой семье.
Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств «вот здесь жил когда-то…», «это музей знаменитого писателя…», «здесь строится…».
Интересно и полезно бывать в музеях, на выставках. Такое посещение должно быть событием-праздником.
Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого, только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре. Начинать работу по патриотическому воспитанию, нужно с создания для детей тёплой уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству, к его истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
МОЙ ДЕТСКИЙ САД
Цель: познакомить детей с детским садом, с профессиями людей которые в нём работают, воспитывать доброе отношение к детскому саду
МОЯ УЛИЦА, МОЙ ДОМ
Цель: познакомить детей с названиями улиц, на которых они живут, продолжать работу по заучиванию домашних адресов.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется.
Вторая ступень – это уже родной город.
V МОЙ ГОРОД
Цель: продолжать знакомство с городом Санкт-Петербург, рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей нашего города, знакомство с писателями и поэтами, жившими в нашем городе, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, И. А. Крылов, К. И. Чуковский.
Пути и средства патриотического воспитания.
• Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях
• Взгляды на патриотизм в летописях
• Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли)
• Роль русских сказок в процессе формирования любви к родине, к своему народу, природе родного края, сказки о солдатской дружбе.
• Героические и патриотические песни русского народа
• Русские пословицы и поговорки
«… Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи»
Д. С. Лихачёв.
Поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью в душе ребёнка.
Исходя из этого:
• Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа
• Необходимо широко использовать все виды русского фольклора, адресованные детям потешки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей
• Большое место в приобщении детей к культуре должны занимать народные традиции и праздники. В них фокусируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
• Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
В процессе патриотического воспитания формируется уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу.
V МОЯ СТРАНА
Цель: познакомить с названием нашей страны, с её флагом, гербом, гимном, познакомить с названием столицы, познакомить с русским народным костюмом, воспитывать любовь к нашей стране.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был бы родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают, результаты их труда необходимы не только тем, кто живёт в данной местности
- везде люди соблюдают народные традиции, чествуют знаменитых людей, отмечают общенародные знаменательные даты
- проявляют заботу о детях
- везде люди должны беречь и охранять природу.
Детям необходимо давать некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны, рассказывает о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство.
Во время прогулок в лес, в поле, к реке, взрослый учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Поэтому необходимо сочетать наблюдения с чтением художественных произведений, слушаний музыки, рассматриваем картины и иллюстрации к книгам.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая.
Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми.
Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии нашей страны.
Труд ребёнка дошкольника не велик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности, нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.
Труд с общественной мотивацией следует организовывать систематически, а не от случая к случаю.
Действенным средством является похвала, поощрение.
Игры, также как и занятия способствуют решению задач патриотического воспитания. В играх дети применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя – поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Примеры некоторых дидактических игр:
- «Как зовут членов семьи».
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
- «Русские матрёшки».
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
- «Гости города».
Цель: воспитывать интерес к жизни родного города и страны.
- «Что откуда?».
Цель: воспитывать любовь к своему городу, закреплять знание достопримечательностей, памятников, умение ориентироваться в городе.
- «Мой город – Петербург»
Цель: познакомить детей с достопримечательностями нашего города.
Необходимо постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.