Татьяна Максимова
Особенности организации занятий по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто мы повторяем: «Движение - это жизнь». Но движение – это и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях, то сознания, что тело подчинено разуму и воле.
Многочисленными научными исследованиями доказано: удовлетворение потребности в движении является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Публикация «Особенности организации занятий по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Занятия по физической культуре должны доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную - биологическую - потребность в движении. Для решения этих задач особое значение имеет характер общения детей с взрослым и сверстниками: они нуждаются в свое-временной помощи, поддержке, поощрении. Одним из факторов, способствующих уменьшению психической напряженности детей, является музыка. В вводной части и во время выполнения ритмических движений музыкальное сопровождение повышает эмоциональный тонус, используется для развития внимания, чувства ритма и т. д. ; в конце занятия становится средством снятия возбуждения и усталости.
С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор физкультурного оборудования, его обновление путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий, их перестановка - все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).
Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных возможностей детей: оно включает разнообразные упражнения в ходьбе, в беге, ползании, лазанье, ловле мяча (разного размера и веса); метании теннисного мяча. Важно не забывать о включении упражнений для развития мелкой моторики. Циклические движения (ходьба, бег, лазанье, ползание) благо-приятны для развития координации движений. Сохранение устойчивого положения тела достигается за счет сбалансированной деятельности многочисленных групп мышц (ходьба по разновысотным бумам, перешагивания через рейки и т. д., что важно для формирования умения владеть телом, поддерживать нужную позу.
При формировании двигательных действий целесообразно воспроизведение их взрослым с последующим повторением детьми. При этом педагог использует объяснение, подсказку, указание, под-держку и помощь.
На занятиях тренировочного типа детям могут быть предложены ритмические (танцевальные) движения; игровые упражнения на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости и координации. В занятие данного типа могут быть включены упражнения с про-стейшими тренажерами (резиновые кольца, детские эспандеры, гантели и т. д.) в основной части занятия (вместо комплекса упражнений общеразвивающего воздействия).
Для обеспечения оптимальной ДА педагогу следует заранее определить объем физической нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Наряду с занятиями тренировочного типа советуем проводить занятия сюжетно-игрового характера, построенные на основе подвижных игр разной интенсивности. Педагоги обращают особое внимание на закрепление двигательных навыков детей, развитие их физических качеств в меняющейся обстановке (на спортивной площадке, в лесу, парке).
Основная цель занятий контрольно-проверочного типа - выявить отставания в развитии моторики ребенка и наметить основные пути их устранения. В начале и конце года проводятся занятия по обследованию основных видов движений: бег на Юме хода, прыжок в длину с места, упражнения на сохранение равновесия. Результаты фиксируют в диагностической карте, анализируют и сопоставляют с программой.
В процессе физкультурного занятия важно, чтобы каждый ребенок испытал чувство «мышечной радости», что возможно тогда, когда физическая нагрузка соответствует функциональным возможностям.
Одним из основных условий реализации предлагаемой методики проведения занятий по физической культуре с детьми 3-5 лет является обеспечение дифференцированного подхода. Советуем распределить детей на две подгруппы с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности в целом и ДА в частности.
Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу входят дети, имеющие низкий уровень ДА и слабую физическую подготовленность.
При дифференцированном обучении основным видам движений детям двух подгрупп предлагают разные двигательные задания, направленные на регулирование ДА.
Большинство детей первой подгруппы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, чрезмерной ДА. У них, как правило, недостаточно сформированы механизмы саморегуляции двигательной деятельности, они не умеют быстро переключиться с активных действий на более спокойные. Этой подгруппе детей нужны задания, направленные на развитие внимания, координации движений и точности выполнения действий (прокатывание обруча или мяча по «коридору»; катание шаров в определенном направлении с попаданием в предметы; ходьба по скамейке с поворотами и т. д.).
Дети второй подгруппы испытывают неуверенность в движениях, часто пассивны и инертны. Им следует оказывать помощь, активизировать их, предлагая задания на развитие быстроты реакции, скорости движений и выносливости (пробежки, бег друг за другом, бросание мяча и бег за ним, прыжки из обруча в обруч и т. д.).