МАРИНА ТЕЛЬМЕНЕВА
Особенности организации развивающей среды в группе для детей раннего возраста в соответствии с требованиями программ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации развивающей среды в группе для детей раннего возраста, в соответствии с требованиями программ, ориентированных на ребенка
(на примере реализации программ «ОткрытиЯ» и «ПРОдетей»)
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние,
нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребёнка конкретного мира.
Публикация «Особенности организации развивающей среды в группе для детей раннего возраста в соответствии с требованиями программ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2022
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить - развиваться собственно самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е. И. Тихеева
Изучив программу «ПРОдетей», я поняла, что организация развивающей среды должна рассматриваться как один из способов оказания ребёнку педагогической поддержки – скаффолдинга.
В программе «ПРОдетей» скафолдинг понимается как особое взаимодействие взрослого с ребёнком, которое помогает ребёнку продвинуться от выполнения задания совместно со взрослым к выполнению этого задания самостоятельно. Подобное взаимодействие находится внутри зоны ближайшего развития ребёнка и содействует развитию у него способностей, знаний и умений, которые находятся на грани созревания. Однако в любом случае залогом успешного скаффолдинга служит внутренняя мотивация ребёнка – его интерес к выполняемому заданию и готовность принимать помощь.
Правильно организованная среда помогает мне в работе с большим количеством детей, когда ребята сами могут найти себе занятие, а остальным детям у меня есть возможность оказать помощь, обеспечить успешную групповую коммуникацию, это даёт мне возможность индивидуально заниматься с теми, кому необходимо особое внимание.
Высокая степень индивидуализации процесса позволяет успешно применять программу в дошкольных учреждениях различных категорий и использовать её в работе как с одарёнными, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Центр литературный - в большей степени работа в этом центре построена на совместной деятельности детей, здесь я побуждаю детей к беседе, рассказываю истории из собственного опыта, по моему мнению, это самый главный из всех центров активности в группе раннего возраста. Освоение родного языка – это естественный процесс, хотя и сложный. Правильно подобранный мною материал в этом центре, способствует развитию естественного стремления детей к постоянному речевому общению, развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.
Центр строительства всегда притягивает детей, он у нас выделен «красным» цветом, и занимает большую площадь нашей группы, здесь же мы проводим «утренний круг». См. Приложение №1. В раннем возрасте дети могут воспроизводить постройки по показу, а также самостоятельно. Мы начинаем обсуждать с детьми процесс постройки, таким образом приобретаются социальные навыки. А также дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров, привыкают действовать в рамках заданного пространства. Развивается точность движения глазомер.
На период адаптации в нашей группе есть «уголок уединения», затем мы используем его, как временный центр, он очень легко трансформируется в зависимости от темы недели. Например: Тема: «Домашние животные», значит во временном центре находятся игрушки в соответствии с темой.
Наряду с основными центрами, которые, как правило остаются открытыми постоянно, мы создаём «временные» (функциональные) «Остров обезьян», «Кафе мороженного», «Мастерская по ремонту мебели», «Автозаправка» и т. д.
В центре сюжетно-ролевой игры используем полифункциональный материал и учим детей пользоваться предметами заместителями. В 2.5 года дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, это зеркальное отражение поведения взрослых. Мне очень важно знать, что игра должна соответствовать возможностям ребёнка, и я должна быть на равных с ними. Игра выступает как приоритетная форма деятельности, способствует развитию представлений о предметах и явления окружающего мира. Сюжетно – ролевая игра стимулирует умственное развитие благодаря вовлечению речевых навыков, играющих ключевую роль в мышлении и общении.
В раннем возрасте привлекает внимание детей яркие настольные игры, которые делаем своими руками, детям очень нравится этот центр активности. У нас очень много ярких материалов своими руками. Особенность этого центра заключается в доступности. Много игр на соотношение цветов, на развитие общей и мелкой моторики. Приложение №2
Центр искусства - это путь выражения чувств и собственных представлений об окружающем мире. Я предоставляю детям возможность свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, заниматься пальчиковой «живописью», лепить, заниматься аппликацией. В этом центре дети приобретают опыт координации зрения и руки, развитие тактильного восприятия. Воспитание уважения к чужим идеям.
Моя задача в создании развивающей среды в группе, это то место куда ребёнок хотел бы возвращаться снова и снова, где он чувствовал себя нужным и успешным. И я должна точно понимать темп их развития возможности этого возраста, создавать атмосферу дружбы и чувствовать каждого ребёнка, а также заинтересовывать родителей. Тем самым я добиваюсь эмоционального благополучия, и замечательных отзывов от родителей.
Приложение №1
Приложение№ 2