Вера Харанжак
Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации социально-коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Харанжак Вера Васильевна
Магистрант, Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»,кафедра логопедии и детской речи.
Цель: Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации коммуникативно-социальных способностей у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи.
Задачи:
1. Уточнить понятие коммуникативно-социальные способности через изучение состояния данного вопроса в общей и специальной литературе.
Публикация «Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации социально-коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Раскрыть особенности развития невербальных и вербальных средств общения в онтогенезе и дизонтогенезе.
3. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, обеспечивающих развитие речевых и неречевых средств общения, его активности.
Адресовано: данная работа предназначена для педагогов массовых и логопедических групп, учителей-логопедов, родителей детей.
Условия реализации: работа по активизации коммуникативно- социальных способностей у дошкольников проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий в комбинированных группах ДОУ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности организации работы учителя-логопеда по активизации коммуникативно-социальных способностей у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи. Для детей с ТНР необходима правильно выстроенная коррекционная работа по развитию коммуникации на логопедических занятиях.
Ключевые слова: коммуникация, дошкольники, коммуникативно-социальные способности, логопедическое занятия, общение.
Актуальность: Одним из основных условий успешного развития ребёнка и формирования его личности, ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познаёт и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми, является общение. На процессе его взаимодействия со сверстниками отражаются нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, а так же его отношение с педагогами и со сверстниками. Общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, но обыденной деятельностью современного ребёнка является просмотр мультфильмов, игры в компьютере, тем самым коммуникация сводится к минимуму. Высокий уровень взаимодействия выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
У детей с тяжелым недоразвитие речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативно- социальных способностей, в следствии чего, отмечается ограниченность доступных языковых средств, снижается уровень общения, что способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, замедлению включаемости в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь).
В научных трудах Б. М. Гриншпуна, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спирова, Л. Б. Халилова, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, и др. [9] отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с тяжелым нарушением речи и доказана необходимость проведения коррекционной работы.
Развитие коммуникативно- социальных способностей у детей с ТНР становится очень актуальным, так как в настоящее время число детей, имеющих недостатки речевого развития, увеличивается. Социально-коммуникативные способности, умение общаться–основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание иоценкусамогосебя. В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Согласно новым требованиям к системе дошкольного образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательной деятельности.
Коммуникативные способности детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи отличается от аналогичных у их нормотипично развивающихся сверстников. Наблюдается активизация невербальных средств общения. О. Л. Лехановой, при проведении исследований, было установлено, что при восприятии и анализе ситуации дети с ТНР, как правило, не учитывают невербальные средства, не придают им значения, а не редко и вовсе их не замечают [10]. Воспитанники данной категории испытывают значительные трудности в произвольном воспроизведении того или иного элемента невербального поведения.
Для используемых детьми невербальных средств характерны повторения, аморфность и «замороженностью». Сложные движения, вызывают трудности для понимания и подражания. Детям интересны игровые жесты: «Коза-коза», «Ладушки» и др. К прикосновениям (поглаживание по головке, по спинке, по руке) воспитанники относятся по-разному. Некоторые проявляют негативизм, другие, пытаются получить дополнительные тактильные ощущения.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного порядка препятствует организации коммуникативной деятельности ребёнка с общим недоразвитием речи, затрудняет его социально-речевые контакты, способствует изоляции от коллектива сверстников.
При общении дети с недоразвитием речи объединяются в устойчивые группы, но из-за двигательной расторможенности (или заторможенности, повышенной возбудимости, когнитивных трудностей и других причин их игровые объединения не стабильны и не продолжительны.
Лямина И. П. говорит о том, что многие дети, попадая в детский коллектив впервые, пугаются новых условий. Они проявляют негативизм, упрямство, нерешительность, несамостоятельность [11]. Чтобы ребенок «безболезненно», быстрее адаптировался к условиям группы, необходимо развивать коммуникативно- социальные способности и создавать спокойную, доброжелательную, домашнюю обстановку.
Система коррекционной работы по активизации и развитию коммуникативной деятельности у детей строится на основе коммуникативно-речевой ситуации на логопедических занятиях должна выступать учебная деятельность и деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира. При организации коммуникативно-речевой ситуации на логопедических занятиях учителем-логопедом должны быть реализованы различные модели общения, учтены дидактические этапы занятий. Необходимо развивать совместную деятельность детей в парах и рабочих группах, с учётом конкретных коммуникативных задач, для возникновения потребности в эмоциональном общении со сверстниками и учителем – логопедом.
Задача логопеда – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка.
Работа по развитию коммуникативно- социальных способностей у детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи включает в себя 2 этапа коррекционного воздействия: подготовительный, основной этапы.
Цель 1-го этапа состоит в подготовке детей к полноценному речевому общению, путём активизации невербальных способов коммуникации и повышения мотивации к речевой деятельности. Он включает в себя три направления:
1. Создание условий для повышения речевой мотивации детей.
2. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
3. Развитие невербальных средств общения.
Основной этап направлен на развитие коммуникативных навыков, связных высказываний дошкольников и формирование эмоциональной лексики. Этап также состоит из трё х блоков:
1. Формирование эмоциональной лексики.
2. Развитие речевой коммуникации на материале связных высказываний детей.
3. Закрепление и совершенствование навыков речевого общения в различных коммуникативных ситуациях.
Необходимо учить детей осознанно отбирать речевые и неречевые средства в разных коммуникативных ситуациях, развивать активность, самостоятельность в процессе общения. Развивать у детей умения устанавливать взаимоотношения с окружающими и положительно относиться к ним.
Выводы:
Социально-коммуникативные способности (СКС) имеют сложную структуру и, по утверждению В. Н. Дружинина, состоят из трех компонентов:
• эмоционально-мотивационного, когнитивного и поведенческого.
Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.
В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.
На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения [7].
Непременным условием формирования СКС является развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением, таких как память, внимание, воображение, мышление, а также коммуникабельность и эмпатия. Важную роль играет и формирование собственно речевых умений и навыков. Именно по этим причинам дети, имеющие нарушения развития, сталкиваются со сложностями в овладении СКС.
Список литературы:
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 270 с.
2. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.
3. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – Москва-Воронеж: Изд-во "Инст-т практической психологии", НПО "МОДЭК", 1996. – 256 с.
4. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
5. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до 7 лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : ИНТОР, 1996. – 248 с.
6. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. – М. : Сфера, 2002. – 80 с.
7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 1999.
8. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 84 с.
9. Нарушение развития речевой деятельности у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Вопросы патологии речи. - Харьков, 1959. - С. 23-27.
10. Леханова О. Л., Захарова Т. В., Денисова О. А. Детская логопсихология: Учебник для вузов с электронным приложением. ISBN :978-5-906992-65-9, 2018 год.
11. Лямина И. П. Начальные этапы формирования общения у детей с. общим недоразвитием речи : Дисс.. канд. пед. наук. М., 2006. - 207 с.
12. Шептуховская Т. В., Кулакова Т. Н. Система коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДОО // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ, 2020. С. 126-130. URL : https://apni.ru/article/609-sistema-korrektsionnoj-raboti-po-razvitiyu