МААМ-картинки

Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации социально-коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР

Вера Харанжак
Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации социально-коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Харанжак Вера Васильевна

Магистрант, Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»,кафедра логопедии и детской речи.

Цель: Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации коммуникативно-социальных способностей у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи.

Задачи:

1. Уточнить понятие коммуникативно-социальные способности через изучение состояния данного вопроса в общей и специальной литературе.

Публикация «Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации социально-коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

2. Раскрыть особенности развития невербальных и вербальных средств общения в онтогенезе и дизонтогенезе.

3. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, обеспечивающих развитие речевых и неречевых средств общения, его активности.

Адресовано: данная работа предназначена для педагогов массовых и логопедических групп, учителей-логопедов, родителей детей.

Условия реализации: работа по активизации коммуникативно- социальных способностей у дошкольников проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий в комбинированных группах ДОУ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности организации работы учителя-логопеда по активизации коммуникативно-социальных способностей у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи. Для детей с ТНР необходима правильно выстроенная коррекционная работа по развитию коммуникации на логопедических занятиях.

Ключевые слова: коммуникация, дошкольники, коммуникативно-социальные способности, логопедическое занятия, общение.

Актуальность: Одним из основных условий успешного развития ребёнка и формирования его личности, ведущим видом деятельности человека, посредством которого он познаёт и оценивает самого себя в процессе взаимодействия с другими людьми, является общение. На процессе его взаимодействия со сверстниками отражаются нормы поведения, усвоенные ребёнком в семье, а так же его отношение с педагогами и со сверстниками. Общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, но обыденной деятельностью современного ребёнка является просмотр мультфильмов, игры в компьютере, тем самым коммуникация сводится к минимуму. Высокий уровень взаимодействия выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

У детей с тяжелым недоразвитие речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативно- социальных способностей, в следствии чего, отмечается ограниченность доступных языковых средств, снижается уровень общения, что способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, замедлению включаемости в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь).

В научных трудах Б. М. Гриншпуна, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спирова, Л. Б. Халилова, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, и др. [9] отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с тяжелым нарушением речи и доказана необходимость проведения коррекционной работы.

Развитие коммуникативно- социальных способностей у детей с ТНР становится очень актуальным, так как в настоящее время число детей, имеющих недостатки речевого развития, увеличивается. Социально-коммуникативные способности, умение общаться–основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание иоценкусамогосебя. В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Согласно новым требованиям к системе дошкольного образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательной деятельности.

Коммуникативные способности детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи отличается от аналогичных у их нормотипично развивающихся сверстников. Наблюдается активизация невербальных средств общения. О. Л. Лехановой, при проведении исследований, было установлено, что при восприятии и анализе ситуации дети с ТНР, как правило, не учитывают невербальные средства, не придают им значения, а не редко и вовсе их не замечают [10]. Воспитанники данной категории испытывают значительные трудности в произвольном воспроизведении того или иного элемента невербального поведения.

Для используемых детьми невербальных средств характерны повторения, аморфность и «замороженностью». Сложные движения, вызывают трудности для понимания и подражания. Детям интересны игровые жесты: «Коза-коза», «Ладушки» и др. К прикосновениям (поглаживание по головке, по спинке, по руке) воспитанники относятся по-разному. Некоторые проявляют негативизм, другие, пытаются получить дополнительные тактильные ощущения.

Комплекс нарушений речевого и когнитивного порядка препятствует организации коммуникативной деятельности ребёнка с общим недоразвитием речи, затрудняет его социально-речевые контакты, способствует изоляции от коллектива сверстников.

При общении дети с недоразвитием речи объединяются в устойчивые группы, но из-за двигательной расторможенности (или заторможенности, повышенной возбудимости, когнитивных трудностей и других причин их игровые объединения не стабильны и не продолжительны.

Лямина И. П. говорит о том, что многие дети, попадая в детский коллектив впервые, пугаются новых условий. Они проявляют негативизм, упрямство, нерешительность, несамостоятельность [11]. Чтобы ребенок «безболезненно», быстрее адаптировался к условиям группы, необходимо развивать коммуникативно- социальные способности и создавать спокойную, доброжелательную, домашнюю обстановку.

Система коррекционной работы по активизации и развитию коммуникативной деятельности у детей строится на основе коммуникативно-речевой ситуации на логопедических занятиях должна выступать учебная деятельность и деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира. При организации коммуникативно-речевой ситуации на логопедических занятиях учителем-логопедом должны быть реализованы различные модели общения, учтены дидактические этапы занятий. Необходимо развивать совместную деятельность детей в парах и рабочих группах, с учётом конкретных коммуникативных задач, для возникновения потребности в эмоциональном общении со сверстниками и учителем – логопедом.

Задача логопеда – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка.

Работа по развитию коммуникативно- социальных способностей у детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи включает в себя 2 этапа коррекционного воздействия: подготовительный, основной этапы.

Цель 1-го этапа состоит в подготовке детей к полноценному речевому общению, путём активизации невербальных способов коммуникации и повышения мотивации к речевой деятельности. Он включает в себя три направления:

1. Создание условий для повышения речевой мотивации детей.

2. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.

3. Развитие невербальных средств общения.

Основной этап направлен на развитие коммуникативных навыков, связных высказываний дошкольников и формирование эмоциональной лексики. Этап также состоит из трё х блоков:

1. Формирование эмоциональной лексики.

2. Развитие речевой коммуникации на материале связных высказываний детей.

3. Закрепление и совершенствование навыков речевого общения в различных коммуникативных ситуациях.

Необходимо учить детей осознанно отбирать речевые и неречевые средства в разных коммуникативных ситуациях, развивать активность, самостоятельность в процессе общения. Развивать у детей умения устанавливать взаимоотношения с окружающими и положительно относиться к ним.

Выводы:

Социально-коммуникативные способности (СКС) имеют сложную структуру и, по утверждению В. Н. Дружинина, состоят из трех компонентов:

• эмоционально-мотивационного, когнитивного и поведенческого.

Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели.

В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.

На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения [7].

Непременным условием формирования СКС является развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением, таких как память, внимание, воображение, мышление, а также коммуникабельность и эмпатия. Важную роль играет и формирование собственно речевых умений и навыков. Именно по этим причинам дети, имеющие нарушения развития, сталкиваются со сложностями в овладении СКС.

Список литературы:

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 270 с.

2. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.

3. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – Москва-Воронеж: Изд-во "Инст-т практической психологии", НПО "МОДЭК", 1996. – 256 с.

4. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.

5. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до 7 лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : ИНТОР, 1996. – 248 с.

6. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе / И. С. Гринченко. – М. : Сфера, 2002. – 80 с.

7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 1999.

8. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 84 с.

9. Нарушение развития речевой деятельности у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Вопросы патологии речи. - Харьков, 1959. - С. 23-27.

10. Леханова О. Л., Захарова Т. В., Денисова О. А. Детская логопсихология: Учебник для вузов с электронным приложением. ISBN :978-5-906992-65-9, 2018 год.

11. Лямина И. П. Начальные этапы формирования общения у детей с. общим недоразвитием речи : Дисс.. канд. пед. наук. М., 2006. - 207 с.

12. Шептуховская Т. В., Кулакова Т. Н. Система коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДОО // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ, 2020. С. 126-130. URL : https://apni.ru/article/609-sistema-korrektsionnoj-raboti-po-razvitiyu

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации социально-коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 07:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации работы учителя-логопеда по активизации социально-коммуникативных способностей у дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Вера Харанжак (УИ 2011559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД