Наталья Стеценко
Особенности организации работы дошкольников на музыкальном занятии
▼ Скачать + Заказать документы
Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.
Публикация «Особенности организации работы дошкольников на музыкальном занятии» размещена в разделах
Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность. Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать и контролировать физическую нагрузку.
Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т. д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.
Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же, красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками. Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.
Одним из сложных направление в обучении дошкольников танцам является разучивание движений в парах - парные танцы
Парные танцы строятся, как правило, на основных движениях, таких как спокойный или широкий шаг ходьба, бег, поскок, боковой галоп, приставной шаг, переменный шаг, шаг польки. В парных танцах используются различное сочетание хлопков, притопов, элементы русских и бальных танцев. Парные танцы разучиваются на музыкальных занятиях в детском саду, начиная с младшей группы. Подбираются с учетом не только возрастных особенностей данного возраста, но и данных конкретной группы.
Музыка должна быть контрастной, 2-3-х частной формы. Дети должны хорошо различать части на слух, движения должны соответствовать характеру музыки. Любой танец должен исполняться легко, без усилий, ритмично.
При разучивании парных танцев педагог обращает внимание на танцевальность движений, соответствие силе звуков, синхронность, легкость, свободу движений.
Добиться синхронности в парных танцах является одной из самых сложных задач. Для этого должны сложиться навыки совместной деятельности детей, умение и желание ребенка согласовывать свои движения с движениями партнера. Эта задача решается за счет правильной методики, а не бесконечных повторений.
В младшей группе педагог обучает детей таким движениям как: притопы, ритмические хлопки, их сочетание, кружение по одному и в паре.
Особое внимание уделяется ориентировке в пространстве. Основная форма: бег, ходьба, притопы хлопки. Положение рук в паре – чуть в стороны или на поясе.
В средней группе, притом, что движение в парах по кругу, как и в младшей группе,
осуществляется на беге или ходьбе, осваиваются такие несложные движения как, выставление ноги на пятку, на носок, приседание, пружинка. Не смотря на то, что в средней группе дети осваивают движение «поскок», в парных танцах для детей данной группы это движение еще не используется.
В старшей группе осваиваются танцы на беге, поскоках, боковом галопе, приставном шаге. Прежде, чем ввести поскок в танец, необходимо освоить его в музыкально-ритмических упражнениях в сочетании с пружинящим шагом.
В подготовительной группе осваиваются новые виды движений: переменный шаг и на его основе шаг польки. Дети осваивают новые танцевальные жанры: народные танцы, такие как «Сударушка», «Кадриль», «Чардаш» - танец адаптирован для детей подготовительной группы. Бальные танцы представлены медленным вальсом, движения которого такие как «маятник», «малый квадрат», вальсовая дорожка» доступны для детей подготовительной группы. В подготовительной группе может быть освоен такой танцевальный жанр, как историко-бытовой танец. Поставлены и апробированы такие танцы как, менуэт, гавот, падеграс, полонез. Шаг полонеза может быть освоен детьми подготовительной группы при условии, что они владеют переменным шагом. Такие сценические рисунки как, прямой прочес, перестроение из пар в четверки дети подготовительной группы осваивают в течение года при разучивании различных вариантов музыкально-ритмических упражнений направленных на совершенствование ориентировки детей в пространстве.
Понятие правой руки и ноги одно из направлений необходимых для обучения детей танцам в парах. Обучение правой и левой руки, ноги происходит с применением знакомого нам уже четверостишья. (танец буги –вуги).Чтобы дети запомнили правую ногу и не путались, я привязываю красивую ленточку к правой ноге. Дети видят, что ленточка находится на противоположных ногах, что ножки не ударяются и свободно можно выставлять их вперед. А нога на которой нет ленточки- левая, она тоже может свободно двигаться вперед и назад. Знание правой руки и ноги – очень важное правило для танца в парах: начинаем любое танцевальное движение с правой ноги, поворачиваемся при кружении в правую сторону (догоняем правую руку).
Парные танцы формируют у детей коммуникативность, чувство эмпатии, помогают на занятиях прививать навык культурного поведения в движении. Например, со средней группы - приучаем мальчиков, подходить к девочкам с поклоном и выводить на танец. И обязательно после танца отводить девочек на место, так же с поклоном, и садиться рядом - или на свободный стульчик. Эта традиция закрепляется уже в старших группах.
Хороший эффект в работе по освоению движений в парах дает проведение различных музыкальных игр. Например:
Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» (Речь с движением).
Здравствуй, дружочек, машут правой рукой
Здравствуй, дружок! машут левой рукой
Встанем с тобою мы вместе в кружок. берутся за руки.
Дружно по кругу с тобою пойдем,
Здороваться вместе начнем! взявшись за руки идут по кругу.
Здравствуйте, здравствуйте, ручки! вытягивают ручки вперед
Хлоп! Хлоп! хлопки
Здравствуй, здравствуйте, ножки! выставляют ноги на пятку
Топ, топ! притопы
Здравствуйте, наши ладошки! поворачивают ладошками
Хлоп! Хлоп! хлопки
Здравствуйте, наши коленки! гладят коленки
Шлеп, шлеп! шлепают по коленкам
Здравствуй, дружочек, приветствуют ручками
Здравствуй, дружок!
Игровой прием «Платок» - позволяет закрепить работу в парах и в круге, где все дети, стоящие в парах, и держась за платок, стараются не сломать круг и не выйти из пары, чтобы платок не помялся, не искривился и не потерял свою красоту.
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек ты держи!
Стоит детям понять принцип движения, приобрести минимальный опыт, навык,- как уже легче обращаться к ним с просьбой не отставать и соблюдать круг… просто уже в начале обучения мы осваиваем материал с помощью игровой формы, что позволяет получать удовольствие от танца.
Игровой прием «Прятки», учу детей танцевать в парах, держать круг ровным, красивым, например,
Спрячься, спрячься, и сейчас будет ровным круг у нас!
Ты за мной шагай, мой друг, не ломай красивый круг!"
Кто неровно зашагал - тот цепочку разорвал,
Спрячься, спрячься, поскорей, будет наш кружок ровней!"
Проверено: игра в "прятки" друг за друга в хороводном шаге - в 100 раз эффективнее, чем простые просьбы идти ровнее!
Коммуникативная игра «У меня и у тебя», («РАЗ, ЛАДОШКА» муз. Зарицкой) Движения выполняются в парах лицом друг к другу.
Упражнение на развитие чувства ритма, умения менять движения в соответствии с изменением музыки и текстом. Расширение двигательного опыта. Установление контакта между детьми, воспитание доброжелательности.
Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.