Любовь Васильевна
Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.
Публикация «Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое.
Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности.
Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования.
Проектная деятельность способствует :
-активизации познавательной деятельности детей;
-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Если рассматривать подробнее документ ФГОС, то будет очевиден тот факт, что некоторые пункты образовательных стандартов можно реализовать посредством проектной деятельности. Например принципы:
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьёй и т. д.
В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников : первый – от 2,5 до 5 лет – подражательно исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий.
Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей.
Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников.
Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.
Как утверждал Ян Амос Коменский, что нужно принимать меры к тому, чтобы постоянно детям было, что делать:
«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают,несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр».
Для детей раннего возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Примерные этапы работы воспитателя по подготовке проекта :
- Постановка цели и определение задач проекта, поиск форм его реализации
-Разработка плана движения к цели: содержания воспитательно-образовательной работы с детьми (интеграция материала по теме проекта во все образовательные области); плана работы с родителями.
-Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
-Организация развивающей предметно-пространственной среды,
сбор, накопление материала по теме проекта.
-Определение возможных рисков и способов их устранения.
-Презентация проекта, открытое занятие.
Как было сказано выше, в группах раннего возраста выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая детей к деятельности.
Особое внимание следует уделить проектной деятельности по формированию у детей раннего возраста простейших навыков опрятности исамообслуживания, фундамента гигиенической культуры, формированию доступных правил поведения, ознакомлению с окружающим миром, воспитанию любви к природе, животным. Такие проекты являются доступными для восприятия и актуальнымидля малышей, а большинство навыков и знаний, приобретается детьми во время выполнения различных игр и упражнений в проектной деятельности.
В своей группе я планируюпроведение проектов во второй половине учебного года, когда дети уже адаптировались, получили определенные знания, а во время проекта они обогащают свой опыт, закрепляют полученные знания и развивают необходимые умения.
В нашей группе были проведены среднесрочные проекты : «Сказка за сказкой», направленный на развитие речевой активности через сказку; «Здоровячок», направленный на сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий;«Мы-пешеходы», направленный наформирование первичных представлений о безопасности на дорогах; проект «В стране Сенсорики», направленный на обогащение сенсорного опыта детей через игровую деятельность
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Поэтому, учитывая вышесказанное, в группах раннего возраста актуальными являются проекты, проводимые в адаптационный период «Первые шаги», «Здравствуй, детский сад». Хочу остановиться натаком проекте поподробнее, который был проведен нами в начале этого учебного года «В детский сад с улыбкой».
Актуальность проекта :
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Тип проекта :социальный, познавательно-игровой
Участники проекта : воспитатели, специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель; дети и родители (законные представители) воспитанников, старший воспитатель, медицинская сестра.
Продолжительность: среднесрочный (2,5 месяца).
Цель проекта : создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на безболезненный переход ребенка из семьи в детский сад.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям детского сада.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создать систему взаимодействия с родителями.
5. Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что за данный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия воспитателей, специалистов, родителей, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям детского сада; будет сокращен период прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации; облегчено привыкание к новым условиям. Обогатится родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Возможные риски: непостоянный состав детей, слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями характера и возраста.
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми и родителями; психолого-педагогическое сопровождение воспитанниковс индивидуальными особенностями характера.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Поведенческие реакции и уровень нервно – психического развития:
- едят с аппетитом;
- быстро засыпают, вовремя просыпаются;
- эмоционально общаются с окружающими;
- играют.
Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) соответствуют возрастным нормам.
Этапы проекта
Организационно-подготовительный этап (последние 2 недели августа)
-Изучение методической литературы по данному вопросу;
- Подготовка адаптационных листов и анкет для родителей;
- Составление планов работы с детьми, родителями;
- Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды;
- Создание эмоционального комфорта (подбор и оформление картотеки игр);
- Подбор информационного материала и составление рекомендаций для родителей в период адаптации детей к условиям детского сада.
- Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?».
Основной этап (сентябрь-ноябрь)
Принципы работы:
- Постепенное заполнение группы (прием по 2 малыша в день);
- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации);
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка (постепенное заполнение «адаптационных листов»)
- Анкета-опрос родителей, которая поможет педагогам узнать особенности ребенка для создания благоприятных условий для его развития
Воспитательно-образовательная игровая деятельность с детьми по образовательным областям в ходе проектной деятельности :
«Социально – коммуникативное развитие»
Игровые ситуации: «Мы знакомимся», «Домик для моей одежды», «Научим Катю умываться», «Уложим куклу Катю спать», «Кукла Катя угощает друзей»
Цель: учить детей выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий.
«Мойдодыр в гостях у ребят», «Водичка-водичка»
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей.
«В гостях у Матрешки»
Цель: воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствие отчетливо, бодро.
«Мы убираем игрушки»
Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке.
«Познавательное развитие»
Беседа «Покажем Мишке уголок природы».
Цель: познакомить детей с уголком природы в группе.
«Составь картинку».
Цель: развитие восприятия у детей.
Игра – занятие с игрушками
Цель:обогащать словарный запас детей,воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Настольно- печатные игры: мозаика, собери правильно половинки, вкладыши и др.
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления.
Игры в Центре воды и песка
«Речевое развитие»
Чтение стихотворений А. Барто
Цель: знакомство со стихотворениями А. Барто, развитие речи детей.
Рассказывание воспитателем сказки «Курочка ряба». Беседа по сказке.
Цель: познакомить детей со сказкой, развитие речи детей.
Показ настольного театра «Теремок», «Репка», «Курочка ряба»
«Назовем картинки в любимой книжке»
Пальчиковые игры: «Мышонок», «Утята»
Цель: развивать координацию движений кистей и пальцев рук.
Потешки: «Ладушки, ладушки», «Водичка, водичка», «Петушок, петушок».
Цель: развитие речи детей.
Игра-драматизация по стихотворению А. Усачева «Мишка косолапый по лесу идет»
Цель: побуждать понимать содержание стихотворения, воспроизводить движение в соответствии с текстом.
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование пальчиком «Солнышко и облака», «Украсим платье для куклы», рисование ладошками «Солнышко», «Осенний ковер».
Лепка «Морковка для кролика», «Осеннее дерево»
Цель: развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора детей.
Конструктивная деятельность : «Башенка из кубиков», «дорожка для котаЛеопольда».
Цель: формирование навыков конструктивной деятельности.
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Зайчик серенький сидит», «Пчелки», «Самолеты», «Поезд», «Птички летают».
Цель: формирование навыков игровой деятельности.
Адаптационные игры: «Назови себя ласково», «Солнышко», «Здравствуйте, я котик», «Звукоподрожание» и другие.
Обогащение развивающей предметно -пространственной среды:
Изготовление пособия «Мойдодыр», пополнение центра воды и песка игрушками для игр-манипуляций с предметами; пошив родителями одежды для кукол; пополнение игрового центра маркерами группового пространства; оформление группового пространстваатрибутами осенней тематики.
Работа с родителями:
1. Консультирование, анкетирование, беседы ( Ответственные: воспитатели, специалисты)
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду, консультирование родителей в рамках Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», по запросу. (В том числе и до поступления ребенка в детский сад).
( Ответственные: старший воспитатель, педагог-психолог)
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих играх. ( Ответственные: воспитатели, педагог-психолог).
4. Размещение итогов работы по проекту на официальном сайте МБДОУ, страничке группы. ( Ответственные: воспитатели, ответственный за работу на сайте).
5. Привлечение родителей к обновлению и обогащению игрового центра группы (пошив одежды и постельного белья для кукол).
Заключительный этап
Подведение итогов работы по проекту
Продукты проектной деятельности :
-Изготовление видеоролика для родителей «Что в детском саду происходит, пока взрослые на работе»;
-Презентация проекта на педагогическом совете;
-Выставка творческих работ: «Наши первые успехи»;
-Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
-Пополнение папки для родителей материалами по вопросу адаптации с детьми раннего возраста.
Анализируя проделанную работу по проекту, можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на развитие различных видовдетской деятельности; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла их речевая активность, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к условиям детского сада прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развивать коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
Итоги адаптации
Высокий уровень адаптации показали - 82% детей;
Средний уровеньадаптации показали -18% детей;
Низкого уровня адаптации-нет.
Вывод:Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – вот условия успешной адаптации детей раннего возраста.
Перспективы работы в данном направлении.
Организация клуба «Ясли - это серьезно», на заседаниях которого будут обсуждаться вопросы, что такое адаптация, ее фазы, степени и факторы; правила введения ребенка в детский сад и многое другое.
В заключении хочется сказать, именно проектная деятельность в раннем возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Применение метода проектирования в работе с детьми также помогает развиваться педагогу, как творческой личности. Ародители в процессе работы над проектом,являются не только источникамиинформации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу, но и становятся непосредственнымиучастниками образовательного процесса.