Андреева Юлия
Особенности организации процесса обучения в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации процесса обучения в условиях инклюзивного образования
Средства обучения инвалидов делятся на две основные группы: технические и дидактические, где каждая, в свою очередь, делится на подгруппы. К первой группе технических средств относятся электронные, мобильные средства, учебное и техническое оборудование. Вторая группа дидактических средств включает аудиальные, визуальные и аудиовизуальные.
Публикация «Особенности организации процесса обучения в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
Средства обучения учащихся с дислексией. Для образования учащихся с дислексией используются электронные средства, прежде всего, компьютерные программы. Принцип их работы заключается в возможности модификации электронного текста в нужные форматы — устный; выделение и подчеркивание орфографических ошибок, пропущенных слов, отсутствия согласованности в тексте для удобного прочтения текста. Помимо программ, как электронных средств существует различное учебное оборудование, которое позволяет учащимся с дислексией ускорить их образовательный процесс. Например, используются MP3 проигрыватель, диктофон.
Средства обучения учащихся с физической инвалидностью. Самыми распространенными для обучения учащихся с этой инвалидностью являются технические средства (мобильные устройства, техническое оборудование и электронные программы, облегчающие пользование компьютером и ускоряющие работу с учебным материалом. Например, к мобильным устройствам относятся: подъемники и устройства для передвижения по лестнице, удобно крепящиеся к инвалидной коляске и служащие для поднятия и спуска но лестнице. Мобильные устройства снимают барьер в передвижении но образовательной организации и позволяют самостоятельно передвигаться наравне со здоровыми сверстниками. Некоторое техническое оборудование направлено на адаптацию образовательной организации к потребностям инвалидов. Например, таким оборудованием служит стол с наклонной поверхностью (с его помощью учащиеся инвалиды могут приспособить высоту стола и его наклонную поверхность для удобного положения); стол для передвижения и сидения за ним (сочетает в себе несколько функций — двигательную, т. е. позволяет передвигаться, мобильную — инвалид может поменять положение с сидячего на стоячее). Такое оборудование сделает максимально комфортным пребывание учащихся с физической инвалидностью на занятии и позволит осуществлять образовательный процесс вместе со здоровыми сверстниками. К компьютерным программам, как к электронным средствам для обучения учащихся с физической инвалидностью, относятся программы, ускоряющие процесс обучения. Например, это программа преобразования текста в речь. Ее устанавливают на компьютер или на телефон. С ее помощью учащиеся фотографируют учебный материал и преобразовывают его в удобный формат, а также включают голосовую функцию для его прочтения.
Средства обучения учащихся с нарушениями зрения. Для обучения таких учащихся используются технические средства. Среди них электронные средства — электронные книги и компьютерные программы, оснащенные различными образовательными программами. Они позволяют учащимся с нарушением зрения воспринимать учебный материал зрительно. Например, технология распознавания текста синтезирует электронный текст в речь. Используется программное обеспечение, увеличивающее изображения. Помимо электронных средств используют учебное оборудование — специальную клавиатуру. Например, это эргономичная клавиатура, которая отличается от обычной покрытием каждой буквы брайлевской печатью и возможностью издавать звуки речи при нажатии буквенных клавиш. Иногда функцию клавиатуры заменяют дисплеи с брайлевским шрифтом (устройство ввода, предназначенное для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля).
Дидактические средства для учащихся с нарушениями зрения — в основном, слуховые, такие как аудиокниги формата цифровой доступной информационной системы (прослушивание аудиокниг в дикторском исполнении, либо чтение текстового файла при помощи встроенного речевого синтезатора /М/бУ-плеера или программного обеспечения для прослушивания книг в формате DAISY). Таким образом, слуховые дидактические средства могут помогать учащимся готовиться к занятиям в домашних условиях, воспринимая учебный материал «на слух».
Средства обучения учащихся с нарушением слуха: техническое оборудование и зрительные дидактические средства. В качестве технического оборудования используется так называемая система индукционной петли. Звуковой сигнал, проходя через усилитель, передается непосредственно в слуховой аппарат учащегося, а его громкость можно регулировать специальной кнопкой на аппарате. Для учащихся с нарушением слуха весь видеоматериал должен сопровождаться субтитрами, а любой устный материал — зрительными дидактическими средствами: диаграммами, картами, иллюстрациями. Зрительные дидактические средства, так же как и субтитры, в качестве сопровождения учащихся во время учебного процесса позволят успешно воспринимать и усваивать устный материал и активно участвовать в занятии.
Таким образом, многообразие средств обучения говорит о наличии в них как методологической основы (дидактического содержания, так и технологической базы (электронного, технического оснащения образовательных организаций, специального оборудования, которая имеет количественное преимущество. Отсюда следует вывод, что современное техническое развитие накладывается на традиционную дидактику, гак как содержит в себе компенсирующую функцию. Например, сенсорная клавиатура допускает к компьютерному образованию учащегося с нарушением зрения, а система индукционной петли позволяет учащемуся с нарушением слуха присутствовать на занятии наряду со здоровыми учащимися. Следовательно, техническое оборудование является, с одной стороны, компенсирующим, а с другой — оно объединяет и интегрирует обучение инвалидов в единое образовательное пространство, так как, например, доступ к компьютеру порождает дистанционную форму обучения, в которой могут участвовать инвалиды наравне со здоровыми сверстниками.