Ирина Веренцова
Особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, существенным отличием которого является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, для педагогов дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми [29].
Публикация «Особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах
В каждом детском возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования [7, с. 64].
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В дошкольном возрасте, при правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирует предпосылки учебной деятельности и обеспечивает социальную успешность дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную для ребенка среду - игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
В настоящее время в ФГОС дошкольного образования приоритет отдается деятельностным технологиям, одной из которых является технология игрового обучения. В настоящее время в дошкольной педагогике активно внедряются данные технологии в практику работы дошкольных образовательных организаций. Образовательные технологии деятельностного типа, к которым относится и технология игрового обучения, - это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности [29].
Основные направления технологии игрового обучения как представителя деятельностных технологий - это наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативность, возможность индивидуального выбора в процессе образовательной работы педагога с детьми.
Успешной реализации технологии игровой деятельности и повышению эффективности развития игровой деятельности у дошкольников способствует ряд условий :
1. Свободное и добровольное включение детей в игровую деятельность : не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью реализации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т. е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать гендерные отличия детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); необходимо осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности педагога («Вижу, но не мешаю», отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий, но она в свою очередь имеет и собственную классификацию, т. к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса в дошкольном образовании и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая технология призвана отвечать психологически обоснованным требованиям использования игровых ситуаций в обучающем процессе в дошкольной образовательной организации, создавая детям возможность принятия на себя различных ролей в игровой ситуации. Такая организация совместной деятельности педагога и детей является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами.
Г. Г. Кравцов выделяет следующие формы игры в современном образовательном процессе [14, с. 65] :
- игра, как культурная практика: свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами;
- игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.
Игровое обучение направляется комплексом мотивов [19, с. 75] :
- познавательный - интерес к материалу, новизне событий;
- аффилиация - стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и взрослым, к контакту и общению с ними;
- процессуально-содержательный - побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.
Выделяют три типа мотивации у детей :
1. Игровая.
2. Мотивация в условиях помощи взрослому.
3. Мотивация личной заинтересованности.
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Педагог рассказывает, что игрушке нужна помощь, и помочь могут только дети.
2. Педагог спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Педагог предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время игры у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж) которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме [15, с. 43] :
- Педагог сообщает детям, что собираетесь мастерить что - либо и просит детей помочь.
- Интересуется, как они могут помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание.
- В конце подчеркивает, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
3 тип мотивации - мотивация личной заинтересованности - основан на внутренней заинтересованности. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов для собственного употребления или для близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме [20, с. 41] :
1. Педагог показывает детям какую – либо поделку, раскрывает преимущества и спрашивает, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.
2. Далее педагог показывает всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок уже занят каким – либо интересным для него делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы [11, с. 49] :
- нельзя навязывать ребёнку своё видение;
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
- обязательно хвалить ребёнка за действия и полученный результат;
- действуя совместно с ребёнком, педагог знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Таким образом, соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.