Татьяна Королева
Особенности обучения приемам вырезания в аппликации в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на соответствующий фон. В каждой возрастай группе программные задачи реализуются по-разному. Их усложнение зависит от возрастных особенностей, возможностей детей, связано с уровнем знаний, умений и навыков дошкольников. Выразительность, разнообразие содержания детских аппликационных работ зависит от уровня овладения детьми техническими умениями, а именно приемами вырезания, которые последовательно усложняются от группы к группе.
Публикация «Особенности обучения приемам вырезания в аппликации в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Во второй младшей группе дети не пользуются ножницами, их учат выкладывать и наклеивать готовые формы. Таким образом, основной технический прием в данной группе – наклеивание.
В средней группе новым является обучение вырезанию. Детей учат держать ножницы большим и средним пальцами, придерживая указательным, сжимать и разжимать их.
Работа по обучению способом вырезания проводится поэтапно :
1 этап – учат разрезать узкие полоски (2-3 см) одним движением по линии сгиба (флажки, билеты).
2 этап – учат детей разрезать прямоугольные полоски по шире, чтобы получались квадраты, которые можно использовать при составлении узора (на полосе, изображения знакомых предметов (домик, тележка, флажок).
3 этап – разрезание полосок различной ширины по линии сгиба, получая квадраты, прямоугольники; на глаз вырезание тонких полосок и создание из них по замыслу узоров, знакомых изображений (дерево, забор, лесенка и т. д.)
4 этап – детей учат разрезать квадратные и прямоугольные формы по диагонали на глаз, с угла на угол, чтобы получилась новая форма – треугольник. Содержанием аппликации являются предметные и декоративные изображения с использованием полученной формы (крыша дома, парусник, флажок и т. д.)
5 этап – для получения трапеции, детей учат делать косые срезы (срезание двух углов и прямоугольника). Получение новых форм дает возможность изобразить космическую ракету, пароход, платье для куклы и т. д.
Таким образом, в течении 2-х кварталов дети овладеют приемом вырезания «по прямой»
В третьем квартале детей начинают учить вырезанию круглых форм из квадрата, и овальных – из прямоугольника. Необходимо срезать последовательно 2 уголка. Ножницами режем прямо, а левой рукой поворачиваем бумагу в нужном направлении. Тематика самая разнообразная : овощи, фрукты, солнце, мяч и т. д.
Количество занятий по аппликации в старшей группе увеличивается. На основе умений вырезать разные предметы по частям дети овладевают рациональными приемами изготовления большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенное вдвое и гармошкой. В течении года на основе данных способов вырезания дети выполняют предметную и декоративную аппликацию (самолет, ракета, машина, автобус, кораблик). Наиболее сложный приём вырезания, которым также овладевают дети старшей группы – это вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Дошкольникам в этом возрасте доступно изображение простых симметричных форм – овощи, фрукты, ваза, бабочка и т. д. Приемом обрывания бумаги легко передать особенности поверхности некоторых предметов (пушистый снег, мех, облака).
Содержание детских аппликаций в подготовительной группе усложняется. Дети учатся самостоятельно использовать умение вырезать различными знакомыми способами и овладевают новыми.
Продолжается обучение выполнению аппликаций приемом симметричного вырезания, но предметы более сложные по строению – животные, человек. Дети изображают «хоровод возле елки», «подружек на прогулке», вырезая одинаковые или два разных симметричных предмета из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой и получая «гирлянды».
Затем осваивается новый, более сложный прием силуэтного вырезания. Силуэт предметов несимметричной формы дети вырезают на глаз, без заранее нарисованного контура. Сначала выполняется обобщенная форма – больших размеров, чем требуется, а затем по ее краю вырезаются все детали, присущие данному предмету (ежик, рыбка, мишка, петушок).
Способ вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, (квадрат складывается по диагонали 3-4 раза) позволяет изображать такие предметы, как снежинки, цветы, звезды.
Один из ведущих методов обучения на занятии в средней группе является информационно-рецептивный метод. Воспитатель вместе с детьми рассматривает и анализирует подлежащего изображению предмет, задает вопросы, дает возможность самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Основное внимание направлено на освоение техники работы с ножницами. Воспитатель показывает, как правильно держать ножницы, как выкладывать бумагу. Все действия воспитатель сопровождает четкими, подробными пояснениями, указаниями. Когда применяется уже знакомый способ вырезания целесообразно вызывать тех детей, которые могут показать этот способ, а воспитатель комментирует действия детей. В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод – упражнение в том или ином способе. После показа можно предложить детям сделать движение ножницами в воздухе (раскрыть, закрыть лезвие). Используется прием «рисования» пальцем по бумаге, там, где будут резать ножницы. При освоении сложного приема следует предложить детям поупражняться на простой бумаге, а потом – уже на цветной.
В старшей группе дети учатся самостоятельно анализировать предмет без наводящих вопросов. Для облегчения задачи можно предложить детям план анализа предмета или спросить, о чем следует рассказать, что упущено в процессе анализа предмета. Образцы используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы. Приемы вырезания на каждом занятии не демонстрируются, педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая их к показу наиболее сложных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнять аппликацию, какой использовать прием. Когда вводится новый способ вырезания, показ осуществляется воспитателем. Можно также использовать «тренировочные действия», а в некоторых случаях «прорисовку» пальцем линии контура н листе бумаги. В старшей группе воспитатель использует чаще словесные методы: вопросы, указания, напоминания.
В подготовительной группе предлагается рассмотреть предмет или образец лишь тогда, когда это необходимо (сложный, многочастный, незнакомый предмет). Применяется нерасчлененное обследование, особое внимание обращается на контурную линию предмета (справа налево – как вырезаем предмет). Показ приемов вырезания либо не используется, либо используется частичный показ. Слово на занятиях в этой группе имеет ведущую роль. В индивидуальной работе воспитатель вместо указаний чаще советует, высказывает пожелание, задает косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность.