Татьяна Королева
Особенности обучения декоративной лепке детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми декоративной посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек (дымковских, филимоновских, каргопольских, калининских, богородских). Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши, сувениры мамам, бабушкам ко дню рождения, к 8 марта.
Публикация «Особенности обучения декоративной лепке детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Декоративная лепка имеет большое значение для воспитания и развития детей дошкольного возраста, она способствует развитию умственной деятельности; деятельность детей в области лепки приобретает активный творческий характер, способствует развитию у детей наблюдательности, памяти, развитию представлений о речи, воспитывает интерес и любовь к народному творчеству, уважение к национальным традициям.
Работа по обучению декоративной лепке осуществляется в 2 направлениях:
1. Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства;
2. Лепка по мотивам народно-прикладного искусства.
В младшем дошкольном возрасте народная игрушка используется для игр и рассматривания: семеновские матрешки, загорские точеные игрушки, каргопольские, дымковские игрушки.
Собственно, декоративная лепка в соответствии с программой со средней группы. Детей для успешного обучения продолжают знакомить с семеновскими игрушками, дымковскими петушками, барышнями, филимоновскими игрушками, расписными птицами из Торжка.
Для воспроизведения в лепке детям можно предлагать матрешек (из целого куска, стекой нанести лицо, руки и детали одежды); козлика, петушка по мотивам дымковской игрушки; собачку по мотивам каргопольской игрушки. Животные лепятся также, как и в предметной лепке, конструктивным способом. В средней группе дети начинают рассматривать посуду, которой пользуются (чашки, блюдца, тарелки, стаканы) и лепить ее техникой сплющивания, вдавливания, прищипывания краев полученной полой формы; для украшения используют стеку, печатки с разным рисунком.
В старшей группе детского сада проводится декоративная лепка по мотивам дымковской игрушки. Дети лепят козлика, барашка, конька комбинированным способом (туловище и ноги из одного куска, шею и голову из другого, хвост – либо приемам прищипывания, либо из двух цилиндров, скрученных между собой.) рассматривают и лепят дымковских барышень: «Водоноску», «Франтиху», «Нянюшку с младенцем» комбинированным способом (голова, шея и туловище из одного куска, а юбку из другого приемом вдавливания конуса, для получения полой формы, украшают фигуру налепами, деталями – кокошник, воланы).
По мотивам филимоновской игрушки дети изображают женские фигурки, коня с наездником и т. д. по мотивам калининской игрушки лепят уток с утятами, гусей, лебедей из целого куска, передавая не только основную форму, но и характерное движение птиц. Гребешок и крылья изображают налепами. Начиная лепить сложные сюжетные композиции по мотивам богородской (деревянной) игрушки.
В старшей группе дети лепят декоративные пластины – берут ком глины и помещают его на бумагу, ладонью расплющивают ее до одного сантиметра толщиной. Далее, стекой разглаживают поверхность и обрезают края так, чтобы они стали ровными. Пластины украшают путем налепа, накладывая маленькие детали (цветы, листья. ягоды) на поверхность пластины и концом стеки прикрепляют их к ней.
Дошкольников также знакомят с новым способом лепки посуды – ленточным. Выполняется сначала дно – диск, затем готовят длинную толстую ленту для стеки, которая получается из расплющенного валика глины, и соединяют детали, прикладывая одну часть к другой. Обрабатываю поверхность мокрой тряпочкой, украшают деталями, лепными узорами, рисунками.
Вся работа по декоративной лепке в подготовительной группе связана с беседами о народных промыслах, экскурсиями на выставки, рассматриванием иллюстраций в книгах о народном искусстве. Расширяется набор дымковских кукол, дети лепят барышень разных по характеру и кавалеров, и сюжетные композиции. Дымковских кукол изображают новым способом : голову и кофту лепят из одного куска, а юбку – отдельно в виде куполообразной формы из расплющенного пласта глины. Руки присоединяются отдельно. Все мелкие детали (оборки, фартук, рюши, кокошник) выполняются ленточным способом.
Детей подготовительной группы знакомят с новым способом лепки посуды – способом кругового налепа (из колец). Глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой и с дном – диском. В данной группе лепка декоративных пластин более усложняется. Так же выполняется пластина – основа толщиной 1-1,5 см, затем наносится стекой рисунок и лишнюю глину вокруг него удаляют (выскабливают). В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью. Этот способ лепки называется способом выбирания глины.
Занятия декоративной лепкой могут проходить как с натуры, так и по замыслу, по представлению детей.
Таким образом, обучение декоративной лепке начинается со средней группы, осуществляется в двух направлениях – обогащение представлений детей о народных промыслах и формирование умений лепить игрушки, посуду, декоративные пластины различными способами. Содержание декоративной лепки от группы к группе последовательно усложняется.