Галина Рязанцева
Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Обследования всех компонентов речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Речевой компонент Задания
Обследование звуковой стороны речи
1. «Посмотри и произнеси»
Цель. определить состояние имитационной стороны речи.
Содержание. Логопед показывает картинки и предлагает произнести соответствующие звуки:
Мальчик плачет -А Ослик рыдает- О
Кричат дети – АУ! плачет малыш УА!
Самолет гудит-У лошадка – ИИИИ
Насос свистит – ССС Комар звенит – ЗЗЗЗ
Змея шипит – ШШШ Жук жужжит – ЖЖЖ
Инструкция. «Посмотри на картинки скажи, кто какие звуки издает»
2. «Назови правильно»
Цель. определить умение ребенка произносить звуки в словах
Содержание. Логопед предлагает ребенку назвать слова с использованием картинок
Инструкция. «Посмотри на картинки и назови их»
С: сад, мясо, нос
Сь: семь, гуси, гусь
З: замок, коза
Зь: зима, газета
Ц: цапля, кольцо, палец
Ш: шапка, машина, камыш
Ж: жаба, жилет, пижама
Ч: чайка, печка, мяч
Щ: щука, щит, щавель, ящик
Л: лапа, пила, зал
Ль: лев, малина, медаль
Р: рак, корова, забор
3. «Повтори правильно»
Цель. Определить умение ребенка правильно произносить звуки в предложениях.
Содержание. Логопед предлагает ребенку повторить следующие предложения:
«У Зины зонт.
У сома усы.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбит ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют».
Инструкция. «Послушай и повтори правильно»
4. «Запомни и повтори»
Цель. Проверить состояние звукопроизносительной стороны речи в процессе проговаривания текста
Содержание. Логопед предлагает ребенку поиграть. Логопед ритмично произнося текст, в такт словам
указывает рукой то на себя, то на ребенка:
- Начинается считалка: на дубу скворец и галка, улетел домой скворец, и считалочке конец.
Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет, но охотник не попал,
серый зайчик ускакал.
(Каждую считалку повторять не более двух-трех раз.)
За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками, Сколько, мишенька-дружок, стоит вкусный пирожок?
Инструкция. «Я расскажу считалку, а ты внимательно слушай, потом повторишь».
Обследование голосовой функции
1. «Громко- тихо»
Цель. Определить умение менять силу голоса.
Содержание. Логопед предлагает ребенку произнести как гудит большой самолет УУУУУ (громко, и как гудит маленький самолетик: уууу (тихо). Большая девочка плачет: АААААА, маленькая девочка плачет: ааааааа
Инструкция: «Покажи, как гудит большой самолет, как гудит маленький самолетик?» И т. д
2. «Кто как кричит?»
Цель. Определить умение повышать и понижать тон голоса.
Содержание. Логопед показывает картинки с изображениями кошки-котенка, птички- птенчика, и произносит звукоподражания «тоненьким» голосом и «низким» голосом
Инструкция. «Как кошка мяукает? Мяу-мяу-мяу (низким голосом). Как котенок мяукает?. (тоненьким голосом)»
3. «Три медведя»
Цель. Определить умение менять высоту голоса
Содержание. Логопед предлагает вспомнить сказку, сопровождая свою речь показом иллюстраций. Затем задает ребенку вопросы. Ребенок, отвечает на вопросы, меняя соответственно высоту голоса.
Инструкция. «Вспомни, как разговаривал Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
4. «Расскажи стишок»
Цель. Способность использования основных видов интонации.
Содержание. Логопед произносит стихотворение с разной интонацией, затем предлагает ребенку повторить «Уронили мишку на пол» с разной интонацией (с восклицательной, вопросительной, повествовательной)
Инструкция. «Послушай и повтори с той же интонацией как я»
Обследование просодической стороны речи
1. «Прохлопай песенку»
Цель. Особенности ритмической стороны речи.
Содержание. Логопед предлагает ребенку прослушать, как можно прохлопать знакомые песенки «В лесу родилась елочка», «В траве сидел кузнечик», затем просит повторить.
Инструкция. «Прохлопай песенку»
2. «Расскажи стихотворение»
Цель. Определить особенность темпа речи.
Содержание. Ребенку предлагается прослушать стихотворение А. Барто «Мячик» в разном темпе и затем аналогично воспроизвести.
Инструкция. «Послушай и повтори в том же темпе, как я»
3. «Повтори»
Цель. Определить особенность воспроизведения логического ударения.
Содержание. Логопед демонстрирует образец слоговой цепочки. Затем просит ребенка повторить:
ПА-па-па та-та-ТА МА- ма-ма
Па- ПА-па ТА-та-та ма- ма- МА
Па-па-ПА та- ТА- та ма-МА-ма
Инструкция. «Повтори как я»
4. «Делай, как я»
Цель. Определить правильность расстановки пауз в речевом потоке
Содержание. Ребенку предлагается повторить все действия за логопедом: маршировать и считать раз, два, три, четыре, пять, затем продолжать маршировать и считать до пять про себя в том же темпе.
Инструкция «Внимательно смотри и делай, как я»
Обследование фонематического восприятия
1. «Покажи, кто как голос подает»
Цель. Проверить уровень слухового восприятия близких по звучанию звукоподражаний
Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает картинки или игрушки животных (кошки, коровы, козы)
Инструкция: «Покажи, кто кричит МУ, МЕ, МЯУ»; «Скажи, как мычит корова, мяукает кошка, кричит коза».
2. «Дай картинку»
Цель. Выяснить умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию
Содержание. Перед ребенком логопед раскладывает парные картинки:
Коса-коза; мишка-миска; уточка-удочка; кот -кит
Инструкция. «Покажи, где коса, а где коза» и т. д
3. «Эхо»
Цель. Умение воспроизводить слоговые пары (ряды) в заданной последовательности.
Содержание. Ребенку логопед предлагает поиграть в игру «Эхо». Логопед произносит пары (ряды) слогов и просит ребенка их повторить.
Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй и за мной:
па- ба та-да ка-га
(па-ба-па) (та-да-та) (ка-га-ка)
4. «Будь внимательным»
Цель. Проверить умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда
Содержание. Логопед предлагает ребенку поднять руки вверх, если он услышит гласный звук- а- (у,и).Логопед произносит ряд звуков: а,м,и,с,у,п,а,у,и,а и т. д.
Инструкция. «Я буду произносить разные звуки, а ты подними руки вверх, если услышишь звук -А-
Обследование понимания речи
1. «Покажи»
Цель. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.
Содержание. Логопед просит показать, где у ребёнка рука, нога, где лапа у зайчика, где голова у куклы.
Инструкция. «Покажи, где твоя рука», «Где лапка у зайчика?»
2. «Покажи игрушку»
Цель. Выявить умение ребенка выделять определенную игрушку среди других. Умение выполнять действия по словесной инструкции.
Содержание. Перед ребенком раскладывают игрушки.
Инструкция. «Покажи куклу (машинку, пирамидку, мячик)»; «Возьми машинку (куклу, пирамидку)»; «Дай мне пирамидку (куклу, машинку, мячик)».
Если ребенок справляется с заданием, логопед предлагает узнать данные игрушки по картинкам.
3. «Покажи картинку»
Цель. Выяснить понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки: кот-коты; мяч-мячи; кукла-куклы; стул-стулья
Инструкция. «Покажи, где кот, а где коты…»
4. «Найди картинку»
Цель. Выяснить понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Содержание. Логопед перед ребенком раскладывает предметные картинки. Ребенок должен найти картинку среди других, ориентируясь на вопросы логопеда.
Инструкция. «Посмотри на картинки и найди, чем чистят зубы? Чем рисуют? Что наденешь на голову, когда пойдешь гулять?»
Обследование лексического запаса
1. «Назови, что это?»
Цель. Уточнить объем номинативного словаря.
Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и назвать их.
Инструкция. «Назови, что это?»
2. «Скажи, что делает»
Цель. Уточнить объем предикативного словаря
Содержание. Логопед последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы по картинкам.
Инструкция. Что делает мальчик? (Спит)
Что делает девочка? (Ест)
Что делают рыбки? (Плавают)
Что делает птица? (Летает)
Что делает машина? (Едет)
3. «Подбери слово»
Цель. Уточнить объем атрибутивного словаря.
Содержание. Логопед предлагает ребенку правильно подобрать слова -признаки к заданным картинкам или игрушкам
Инструкция. «Вот мяч. Какой мяч? Мяч красный, круглый. А какой огурец? (Какое солнце? Какое печенье? Какая косынка?.)
4. «Назови одним словом»
Цель. Проверить умение обобщать, одним словом, предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.
Содержание. Ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и назвать их одним словом. Серии картинок предъявляются последовательно.
Инструкция. «Посмотри на картинки и назови одним словом».
Обследование грамматического строя
1. «Назови картинки»
Цель. Проверить наличие слов у ребенка, обозначающих единственное и множественное число существительных.
Содержание. Перед ребенком попарно логопед раскладывает картинки.
Инструкция: «Посмотри и назови картинки»
Кукла-куклы петух-петухи
Глаз-глаза дом-дома
2. «Скажи какой»
Цель. Проверить наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Содержание. Логопед предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я скажу: синий мяч (при произнесении слова «синий» артикуляция четкая). А теперь ты смотри и называй.
Синяя лопата, синий чайник
Зеленая лягушка, зеленый огурец
Желтый банан, желтая панама, желтое солнце
3. «Назови ласково»
Цель. Проверить наличие у ребенка существительных в уменьшительно- ласкательной форме.
Содержание. Логопед предлагает ребенку рассмотреть и назвать картинки с изображением большого и маленького предметов.
Инструкция: «Вот это большой мяч, а это маленький мячик. Я буду называть большой предмет, а ты маленький»
Дом- домик стул-стульчик
Сумка- сумочка палец-пальчик
4. «Найди игрушку»
Цель. Проверить наличие у ребенка простых предлогов.
Содержание. Логопед предлагает ребенку найти игрушки.
Инструкция: «Посмотри на игрушки. Скажи, где сидит мишка:
на стуле___ в машине___
под стулом___ за столом___
в шкафу___
Обследования связной речи
1. «Беседа»
Цель. Выявить уровень развития диалогической речи.
Содержание. Логопед создает игровую ситуацию. Берет игрушку зайчика, который пришел в гости к ребенку.
Инструкция. «Будем знакомиться с зайчиком?»
«Зайчик» задает вопросы ребенку:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут маму, папу?
Какие игрушки ты любишь?
Каких животных ты знаешь?
2. «Составь рассказ»
Цель. Умение составлять рассказ по серии сюжетных картин
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть серию картинок и разложить их в той последовательности, что бы можно было составить рассказ.
Инструкция. «Вот четыре картинки. Это вся история про снеговичка. Посмотри внимательно, подумай, что было сначала, что потом. Разложи картинки по порядку: что сначала- положи вот сюда (указание жестом, что потом – сюда (указание жестом, а последнюю — вот сюда (указание жестом). Теперь подумай и расскажи, что случилось со снеговичком».
3. «Составь рассказ по картине»
Цель. Умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Содержание. Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картинку «В лесу»: Дети гуляют в лесу. Летают птицы, бабочки. Девочка и мальчик собирают грибы.
Инструкция. «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что ты видишь»
4. «Перескажи»
Цель. Умение составлять пересказ
Содержание. Ребенку предлагается прослушать рассказ или сказку, запомнить, а затем пересказать.
Инструкция. «Прослушай рассказ (сказку). Повтори его как запомнил».
Консультация для родителей
Игры на развитие речи у детей с РАС
Формирование невербальной коммуникации (игры на изучение жестов) Родитель делает – ребенок повторяет.
Например:
«На» (предложить что-то) – протяните раскрытую ладонь.
«Дай» (просить что-то) – несколько раз сожмите пальцы раскрытой ладони в кулак.
«Да» (согласиться с чем-то) – несколько раз кивните вверх-вниз.
«Нет» (отрицать что-то) – несколько раз помотайте головой влево-вправо.
«Там» (указать на что-то) – покажите указательным пальцем на предмет.
«Сюда» (подозвать к себе) – взмахните ладонью по направлению к себе.
И так далее.
Игры на развитие речевого дыхания
Например:
1. Предложите ребенку понюхать что-то. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: кофейные зерна, цветы, фрукты, сладости и т. д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а».
2. Запотевшее зеркало. Предложите малышу сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть ртом на зеркало, от чего оно запотеет.
3. Листики. Соберите немного березовых листьев, положите на ровную поверхность в 2 линии и установите стоп-линию. Предложите ребенку подуть на одну из линий, а затем устройте соревнования, чьи листики быстрее «доберутся» до финиша с помощью потока воздуха. Вместо листьев можно использовать конфетти или шарики из ваты.
4. «Бульки». Для этого упражнения понадобится стакан с питьевой водой и коктейльная трубочка. Предложите ребенку подуть в трубочку, чтобы образовались пузырьки воздуха. Покажите, как от силы выдоха увеличиваются пузырьки.
5. Предложите надуть воздушный шарик или мыльные пузыри.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди, закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди, сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, гнев и т. д. Развивайте мимику.
Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо, делать «трубочку».
Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки, широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв.
Игры на развитие органов чувств:
1. Предложите ребенку постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какой звук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.
2. Предложите несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте, какой предмет на ощупь.
3. Предложите несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберите любой предмет, малыш должен найти «пропажу».
4. Нарежьте кружочки или квадратики из разных материалов (мех, ткань, картон, фольга, белый лист бумаги, целлофан, салфетка и пр.) по 2 штуки каждого и смешайте. Предложите ребенку распределить их по парам.
5. Положите в стаканчики разные пищевые продукты и предложите ребенку определить по запаху, что находится в каждом стакане. Проговаривайте, какой запах сейчас чувствует ребенок, что это, для чего применяется и т. д.
6. Пробуйте вкусы. Предложите, например, дольку мандарина, кусочек яблока, глоток молока. Также проговаривайте, какой вкус сейчас чувствует ребенок.
7. Речевые требования. Просите ребенка выполнять простые просьбы. Например, сесть на стульчик, поднять руку, прыгнуть и т. д.
Обязательно добавляйте занятия по рисованию, лепке, аппликации. Конечно, развитию детей с РАС необходимо уделять много внимания, а любое времяпрепровождение должно проходить с пользой. Помимо регулярных занятий в домашних условиях не пренебрегайте посещением специалистов. Как правило, даже один пройденный курс с логопедом или нейропсихологом показывают положительную динамику в развитии у малышей с РАС.
Совет родителям от детского логопеда
Если у Вашего ребенка стоит диагноз РАС, придерживайтесь основных незамысловатых правил. Это поможет Вам заинтересовать ребенка, создать б льший контакт и периодически выводить его на непродолжительную коммуникацию.
1. Играйте. Дети учатся и познают мир через игру. Через неё же они обучаются речи. Пробуйте разные игры, чтобы определить, от каких Ваш ребенок получает максимальное удовольствие. Старайтесь также вводить игры, направленные на социальное взаимодействие, например, пение, рисование, сюжетно-ролевые сценки. Во время игр находитесь рядом с ребенком, чтобы он слышал и видел Вас.
2. Говорите с ребенком как можно чаще и, желательно, на одном языке. Повторяйте за ним его действия, подражайте звукам, которые он издает. Это вызовет доверие и поспособствует взаимодействию, улучшит коммуникацию и выведет на диалог.
3. Используйте визуалы. Разъясняйте ребенку с помощью визуальных составляющих: картинок, жестов, мимики. Зрительные контакты создают основу для развития речи.
4. Создайте «личное» пространство. Несмотря на регулярные упражнения по созданию коммуникации, также важно предоставлять ребенку возможность говорить и делать то, что хочет он сам.
5. Выдерживайте паузы. Когда Вы задаете вопрос или видите, что Ваш ребенок хочет что-то, не нужно понимать его с полуслова и выполнять любое желание в ту же секунду. Дайте ему возможность выразить свое желание словом или жестом.
6. Спрашивайте. Вопросы — это стандартный прием, подтверждающий, что ребенок понял сказанное. При этом не задавайте сложных вопросов, ограничьтесь базовыми.
7. Говорите много, но просто и медленно. Не нужно говорите сложными предложениями, постарайтесь максимально упростить свою речь. Следите за артикуляцией – хорошо, если ребенок будет видеть Ваши губы. Это поможет ему понимать, что Вы говорите, а затем – подражать Вашей речи. Если ребенок еще не говорит, пробуйте произносить слова по отдельности.
8. Хвалите ребенка. Часто и много. За каждый маленький успех, за внимание, даже если по итогу ему что-то не удалось.
9. Будьте гибкими. Помните о том, что дети непостоянны. Различные виды поведения могут указывать или быть причиной переутомления или замешательства. Умейте сократить или облегчить задание. Старайтесь проявлять терпение. Помните, что ласка и забота мамы – самое важное для малыша, особенно в период раннего развития.
РАС — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами, которое поддается коррекции при правильном и своевременном воздействии. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция позволят ребенку овладеть основными формами коммуникативного поведения и научат приспосабливаться к требованиям современного общества. Вот почему родителям следует быть очень внимательными к своему ребенку с первых дней его жизни!
Вызывание звуков при аутизме Начинаем не со звуков, а с коммуникации! При аутизме нужно начинать с базовых нарушений – коммуникации и поведения. 1. АВА-терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. 2. Сенсорная интеграция стимулирует способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. 3. Floortime-терапия основана на игре и позволяет построить доверительные отношения с ребенком и влиять на его базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение. 4. Занятия в коммуникативных группах способствуют развитию общения и взаимодействия с другими людьми. Разобраться помогут функции речи - регуляторами поведения становятся слова «нельзя», «можно», глаголы повелит. накл. - новые слова и грамматические формы - самое первое слово для взаимодействия, по сути это речевое поведение Коммуникативная Познавательная (понятийная) Регулирую щая Диагноз/Заключение Логопедическое направление Психологопедагогическое направление Медикаментозное и немедикаментозное направление Аутизм (РАС) л/з – после медицинского, псих-пед, немедик. направления АВА-терапия, Floortime, сенсорная интеграция, коммуникативные занятия, ремесло, музыка, психолог, н/псих Гастроэнтеролог, невролог, функциональная диагностика, БОС-лого, ЛФК, массаж, мозж. стимул, физиопроцедуры, Томатис, Interactive M