Дарья Кириллова
Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
Гармоничное развитие личности является одной из важнейших проблем в теории и практике воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, которое связывает воедино различные психологические процессы, происходящие с индивидом и сообщающее его поведению необходимую последовательность действий и устойчивость.
Публикация «Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Личность формируется под влиянием различных взаимодействий со стороны окружающей среды. Однако, заметим, что это не просто процесс усвоения социальных отношений и социального опыта, а результате сложного взаимодействия социальных условий и тенденций психофизического развития.
Развитие личности детей с интеллектуальными нарушениями, воспитание у них положительных черт характера - одно из ведущих направлений развития коррекционной педагогики. Успешное решение этой задачи обеспечивает подготовку воспитанников к дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.
Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.
Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы. Ведь в совокупности различных личностных качеств очень важное место отводится эмоциям, влияющим на любое проявление человеческой деятельности. Какими бы ни были факторы, определяющие жизнь и работу человека, они становятся психологически эффективными только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.
Ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет грубые первичные изменения в эмоциональной сфере, что способствует формированию своеобразного психопатологического характера и ряда негативных качеств, которые значительно затрудняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому так важно изучать особенности формирования эмоций и чувств ребенка с интеллектуальными нарушениями.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Развитие психики-специфика детства, прорывающаяся через любую, самую тяжелую патологию организма» [4]. Одновременно со специфическим развитием психики ребенка с интеллектуальными нарушениями происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы, которое характеризуется незрелостью эмоций и чувств, потребностей и мотивов.
Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается своеобразием. Малыши позже принимают вертикальную позу, держать голову, сидеть, стоять, ходить. Таким детям присущ пониженный интерес к окружающему миру, равнодушие и инертность, что не исключает резких вспышек агрессии и крика. В первый год жизни они не различают «своих» и «чужих» взрослых, не формируют зрительно-моторную координацию и восприятие свойств объектов. Впоследствии данная категория детей начинает отставать от сверстников в развитии речи, артикуляции, фонематического слуха.
В результате минимализации совместных действий со взрослыми у детей с нарушениями интеллекта не развивается память, процессы подражания и осмысления окружающей действительности. Все вышеуказанные факторы приводят уже в раннем возрасте к вторичным отклонениям в развитии интеллекта детей. И если отставание от нормальных показателей в развитии нервной системы и психики в момент рождения составляло 2-3 недели, то к возрасту 3-4 лет оно может составить, по статистическим данным, от 1,5 до 2 лет.
В дошкольном возрасте недоразвитие личности у детей с нарушенным интеллектом проявляется, в первую очередь, в игровой деятельности, как отмечал, в частности, Н. Л. Коломинский [3]. Это происходит потому, что у детей слабо развит интерес к новым знаниям, переживаниям, впечатлениям. Они весьма подвержены влиянию ситуации и склонны к раздражительности и тревожности, что не способствует развитию социального восприятия окружающего мира.
С приходом ребенка с интеллектуальной недостаточностью в школу, он попадает из игровой атмосферы дошкольного учреждения в условия четкой программы обучения. Школьный возраст характеризуется особенностями, требующими совершенно иных видов психической деятельности [1].
С учетом того, что дети с нарушенным интеллектом весьма внушаемы и несамостоятельны, они могут быть неустойчивы в решениях, неадекватны в проявлениях эмоций и подвержены влиянию более авторитетных детей. Жизненные события оцениваются ими поверхностно, мотивы не формируются в должной степени, а слабая психическая активность приводит к обеднению эмоционального развития. Кроме этого дети с интеллектуальной недостаточностью не способны подавлять желания или аффект, что приводит к бурным вспышкам агрессии. Более сложные эмоции и волевые характеристики на фоне протекающих процессов претерпевают недостаточное развитие. Хотя, даже при выраженных степенях нарушений интеллекта, дети способны испытывать обиду или стыд.
Л. С. Выготский говорил о том, что существует сильная взаимосвязь между интеллектуальной и эмоциональной сферами развития ребенка [1]. Следует учитывать, что при нарушениях интеллекта соотношение между интеллектом и аффектом у детей отличаются от общепринятых, и это является важным фактором для формирования личности таких детей. Л. В. Занков считал, что развитие личности у учеников с нарушениями интеллекта определяется внешними факторами, поэтому крайне важно уделять внимание специальным программам обучения и правильной организации всего образа жизни такого ребенка.
При таком подходе внезапные проявления агрессии и расстройства постепенно сглаживаются путем целенаправленного воспитания, которое способствует появлению у детей контроля над поступками и действиями, и формирует правильные привычки и навыки правильного поведения. Таким образом, личностные черты ребенка будут развиваться в направлении, способствующем социальной адаптации.
Изучение подростков с интеллектуальной недостаточностью показало, что главным фактором, влияющим на их поведение, является острое переживание от чувства неполноценности, которое часто осложняется инфантилизмом и неблагоприятными обстоятельствами. Они склонны к категоричным, лишенным оттенков суждениям, которые являются неустойчивыми. Некоторые, напротив, проявляют инертность и медлительность в реакциях. Но и в том и в другом случаях наблюдается неадекватное восприятие окружающего социума и практически полное отсутствие контроля за своими поступками.
Таким образом, работа по коррекционному обучению и развитию детей с интеллектуальной недостаточностью должна проводиться педагогами-дефектологами и психологами на базе специально организованных классов или школ по специальной программе обучения и процессе всех видов повседневной деятельности ребенка.
При коррекционном обучение особое внимание следует уделять поведению детей во время занятий, игр, общения в социуме, отношениям в классе или группе.
Процесс социально-эмоционального развития личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью должен развивать представления о себе и своих родственниках, о социальных ролях себя и окружающих других, воспитывать уважительное отношение к взрослым и вырабатывать чувство гуманности и сопереживания. Со временем у детей формируется «эмоциональный интеллект» и способность сформулировать собственную позицию, что позволяет ребенку ощутить себя личностью и занять свою позицию в социуме сверстников.
Личностно-эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться планомерно и постепенно, с использованием готовых образцов поведенческих реакций. В процессе развития ребенка принимают участие не только педагоги и психологи, роль семьи нельзя недооценить, поскольку гармоничное построение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми должно проходить на фоне позитивных эмоций, доверия и любви.
Список использованных источников
1 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2016 – 199 с.
2 Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения / Л. В. Занков. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.
3 Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н. Л. Коломинский. - К. : Рад. школа, 1978. - 87 с.
4 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.