Папки-передвижки

Особенности краеведческого воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Фролова Нина Владимировна
Особенности краеведческого воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

ФРОЛОВА Н. В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №210, город Ульяновск.

Проблема краеведческого воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно актуальна. Процесс воспитания оказывается сложным, когда речь идет о детях с отклонениями в развитии. Воспитание и обучение таких детей требует применения особых технологий, методов в работе педагогов (П. С. Выготский, Р. С. Буре. А. В. Запорожец). Трудность проблемы краеведческого воспитания определяется тем, что нет специальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Публикация «Особенности краеведческого воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Педагогам необходимо учитывать, что у таких детей снижена познавательная активность, отмечается медленный темп переработки информации, наблюдается низкий уровень развития восприятия, поэтому для преодоления трудностей в восприятии предлагаемого материала требуется дополнительная адаптация и частичное упрощение. Следует учитывать, необходимость передачи текстов при максимальном насыщении их прямой речью, в которой отражается мотив поступка, реальность действий, достигнутый результат.

Память детей ограничена в объеме, преобладает кратковременная, механическая память над логической, наглядная над словесной. Для наших детей необходимо увеличение количества демонстрационного материала, использование его в разных способах подачи. Дети с ОВЗ с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, их внимание неустойчивое, рассеянное, поэтому в работе следует использовать разнообразные игры, театральную, музыкально-двигательную деятельность, чтобы максимально вовлечь ребенка в образовательный процесс.

Следует отметить, что у таких детей наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Дети испытывают трудности в переносе образцов социального поведения в практику общения, поэтому необходима система работы по формированию механизма преобразования знаемых мотивов в действующие, реальные.

У детей с ОВЗ фиксируются нарушения речи, скуден запас знаний об окружающей действительности, поэтому педагогу нужно активно использовать сочетания вербальных и невербальных средств коммуникации, максимально увеличить количество иллюстрируемого материала, привлекать возможность графической деятельности, создание схематических зарисовок для ответов на вопросы, описание какой-либо ситуации.

Одной из особенностей детей с ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы, а также снижение интереса к совместной деятельности. Отмечаются трудности в общении, сложности самовыражения, демонстрирующиеся проявлениями тревожности, агрессивности, социальной дезадаптированностью. Таким детям требуется разъяснительная работа для понимания морального смысла поступков, осознания необходимости соблюдений правил общения, которые дают возможность развиваться межличностному взаимодействию. При обсуждении содержания образовательной деятельности следует избегать прямых сопоставлений изображаемых событий, характеров и персонажей, которые оцениваются отрицательно, так как это может провоцировать возникновение агрессии, озлобленности, появление негативных отношений между детьми.

Также следует отметить особенности организации взаимодействия с семьями воспитанников. Семьи детей с ОВЗ зачастую относятся к категории неблагополучных. К сожалению, количество таких семей не уменьшается, стоит отметить и низкий уровень образования части родителей. Все эти обстоятельства указывают на низкий педагогический потенциал семьи. Бывает и гиперопека со стороны родителей. Важно помочь этим родителям понять, чрезмерная концентрация на ребенке лишает нормальной жизни их самих и блокирует процессы саморазвития ребенка. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими предками.

Нашими педагогами разработан план нравственного воспитания с учетом эколого-краеведческой работы, в который вошли самые разнообразные формы работы (беседы, рассказы воспитателя, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, включающие в себя такие темы, как «Дом», «Детский сад», «Улица», «Родной город», а также природное окружение детского сада. Очень важна работа по ознакомлению с родным городом в том плане, что она имеет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функцию.

Цель работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ - это повышение эффективности коррекционно-педагогической работы за счет выделения специального содержания, обеспечивающего успешность воспитания нравственно - духовных качеств детей.

Литература:

1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р. С. Буре. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

2. Левченко И. Ю. Психологическая помощь в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Ю. И. Левченко, В. В. Ткачева. – М., 2008. – 240 с.

3. Феоктистова Т. Г. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Феоктистова // Детский сад от А до Я. – 2013. - №6. – 136 с.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности краеведческого воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 9 января 2023 в 12:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности краеведческого воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Фролова Нина Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД