Юлия Калмыкова
Особенности корректирования звуковой культуры речи детей раннего возраста как психолого-педагогические проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
генезис науч
Проблему коррекционной работы с детьми исследовали психологи (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др. и др.). Предметом коррекционной педагогики является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей, имеющих некоторые нарушения и отклонения развития, определение наиболее результативных путей, средств, способов, методики, направленных на своевременное выявление, предупреждение и исправление этих недостатков. Корекцийно-педагогическая деятельность рассматривается учеными как сложное психофизическое, социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие, выступает как единственная педагогическая система, включающая объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочного результативный компоненты.
Темочки:
Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность охватывает все стороны педагогического процесса - воспитание, обучение, развитие, формирование, то она может осуществляться и в любом образовательном или воспитательном процессе. Существуют различные виды коррекционной деятельности, как: коррекционно-диагностическая, коррекционно-развивающая, коррекционно-обучающая, коррекционно-воспитательная, психокоррекционная и т. д. Поэтому мы можем выделить и коррекционно-речевую деятельность как одно из направлений современной лингводидактики, то есть коррекционный аспект лингводидактики. В коррекционной лингводидактики мы понимаем систему средств, методов и приемов обнаружения, предотвращения и исправления незначительных речевых недостатков и ошибок (возрастных или приобретенных) в речи детей.
В психолого-педагогической литературе, в частности в методике оценки психофизического развития и результатов деятельности детей используют классификацию нормы, а именно: предметная норма (знания, умения, навыки, Федеральный государственный образовательный стандарт - базовый компонент дошкольного образования, социально-возрастная, индивидуальная норма, норма психического и физического развития, языковые нормы и тому подобное. Проблема нормативности и культуры речи была предметом исследования лингвистов (Н. Бабич, Б. Головин, М. Ильяш, Л. Скворцов) и лингводидактиков (Б. М. Шеклеин, Л. И. Айдарова, А. Г. Арушанова, А. М. Богуш, С. Н. Карпова, Е. Л. Крутий). Заметим, что конечной целью любого обучения языку и развития речи детей является формирование у них культуры речевого общения, культуры общения. Нарушение речи детей было предметом исследования многих ученых (Н. C. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной).
Существует достаточно разнообразная классификация речевых нарушений в зависимости от того, какие критерии положены в характеристику нарушения речи : речевые единицы, функционирование языковых средств, культура речи, стилистический аспект языковых явлений, возраст ребенка и тому подобное. Научно-методическая литература лингводидактики по дошкольному образованию подтверждает наличие значительного количества речевых нарушений в речи детей-выпускников дошкольных образовательных учреждений, а именно: в звуковой культуре речи, грамматической правильности, лексике и связном высказывании, которые требуют своевременного корректирования и исправления.
По данным ученых, наиболее эффективным средством психического развития детей дошкольного возраста является игровая деятельность детей указанного возрастного периода. Действие и речь - основные способы решения задачи в игре. Игра имеет действенный и динамичный характер, в ней ребенок «действует собой», поскольку это прежде всего воспроизведения разнообразных физических действий, отражающих жизнь людей. Чем больше возможностей для активных действий, тем интереснее игра. Игра не может происходить без речевого общения. Она сопровождается речью, фразами, соображениями, диалогом, разговорной речью как отражение характера игровых ролей. В игре дети словам передают переживания людей, их заботы, радости, волнения и т. д.
Для того чтобы малыш рос гармоничной личностью, педагогам и родителям следует уделить внимание сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка.
Каждая сторона развития речи (звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связность высказываний) основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию любой деятельности, в том числе на речь.
В ходе развития речи ребёнок начинает устойчиво выделять смысловое значение слова, а наглядно воспринимаемые признаки предметов всё более и более отходят на второй план. Развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств - орудие познания, и в развитии речи ребёнка они играют главнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Психологические исследования показывают, что без специального обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, основами математики и грамоты и др., полноценного усвоения знаний и навыков, развития и обогащения речи (пополнение словарного запаса, грамматически правильного оформления высказывания, связность и развернутость рассказа).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение ребенка в школе. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.
Важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Для того чтобы ребёнок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Для детей должны быть созданы разнообразные игры и упражнения на совершенствование слуха, зрения и осязания. Специально созданные условия позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета. В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.
С целью реализация диагностического и коррекционно-педагогического направления в работе учителя-логопеда, в т. ч. в рамках осуществления деятельности службы ранней помощи, посредством игровых заданий с использованием дидактических материалов, позволяющих постепенно формировать сенсорные эталоны, развивать логическое мышление ребёнка, речь, аналитические способности, зрительную, тактильную память, творческое воображение, мелкую моторику, стимулирующих развитие важнейших психических процессов, мною разработано авторское учебно-наглядное пособие «Сенсорбокс». Пособие предназначено для использования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие обеспечивает теоретическую и практическую основу образовательного процесса, имеет значительное познавательное и воспитательное значение, может служить пособием для индивидуальной работы воспитателям групп раннего и дошкольного возраста, родителям воспитанников.
За основу разработки было выбрано использование метода сенсорной интеграции. Занятия с пособием направлены на активизацию всех сторон речи через сенсорику, в основе которой лежит развитие перцептивной деятельности. В данном методе видна не только возможность помочь детям в развитии психических и речевых функций, но и возможность помочь процессу индивидуализации и взаимодействию с окружающим миром.
Доступность и практическая направленность пособия позволяет педагогам и родителям эффективно использовать его в общении с ребёнком, помогает сформировать их представление о природе разных предметов. Игры и упражнения служат прекрасным средством для развития речи, логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.
При систематической работе у детей раннего возраста вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы. Обязательно необходимо поощрять все проявления самостоятельности у детей.
Использование в работе пособия «Сенсорбокс» способствует накоплению ребёнком через игру сенсорных представлений, знакомит с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, звуками (шумами) и звучанием родной речи. Рекомендуется в ходе игровой деятельности с материалами дидактического пособия максимально использовать речь (достаточно громкую, внятную, доступную для понимания) и сенсорно-моторные движения (побуждать ребёнка сжимать, гладить, тереть, проводить по контуру, по поверхности и т. д., говорить, что он видит, слышит, осязает). Речь производит закрепляющий эффект – ребёнок получает новые знания, систематизирует их и обозначает тем или иным словом, даёт названия, описывает.
Первоначально при организации игр и упражнений они должны сопровождаться более подробными комментариями, образцом выполнения. Используя пособие в работе с детьми раннего возраста следует помнить методику обследования: изучение общего, целостного вида предмета; разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т. п.); изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т. д.); изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве. После этих манипуляций ребёнок ещё раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.
В методических рекомендациях к учебно-наглядному пособию «Сенсорбокс» представлены широкий спектр заданий с использованием материалов каждого блока в виде кратких инструкций. Это способствует тому, что педагог может варьировать задания, продумывать дополнительные наводящие вопросы. При желании можно использовать дополнительный наглядный материал. Например, набор предметов, различающихся на ощупь (гладкий, бархатный, шершавый, пушистый и т. д.) и при сжатии (твёрдый, мягкий, упругий и т. д.).
Работа с пособием предполагает индивидуальную работу. Можно предлагать ребёнку выполнять некоторые задания частично. Объём подачи материала педагог может регулировать по своему желанию, учитывая возможности детей. Например, при классификации предметов по определённому признаку достаточно рассмотреть 3-4 примера.
Материалы пособия можно использовать в самостоятельной деятельности детей (предметно-игровое манипулирование, в совместной деятельности педагога или родителя для развития познавательного интереса. Возможно внесение дополнительного материала для поддержания интереса к деятельности или решения более сложных задач.
Рекомендуется до начала работы с материалами пособия ознакомиться с возможностями ребёнка и его личными особенностями. Возможно выполнение упражнений без значительного участия речи, но важно, чтобы предлагаемые задания были восприняты и выполнялись без напряжения. Важно не пропускать характер эмоциональной реакции на предложенные ребёнку материалы. В ходе работы можно выяснить, насколько стоек интерес к наглядности (игрушкам и предметам, и характер производимых с ними действий. Средством снятия напряжения и установления контакта с ребёнком служит беседа. Она должна носить продуманный, целенаправленный характер. После установления с ребёнком контакта можно приступить к выполнению заданий диагностического или развивающего направления.
Перед предъявлением ребёнку задания из любого блока ему даётся инструкция. Каждый раз важно выяснить, понимает ли ребёнок словесную инструкцию и делает ли попытки её понять (вслушивается, просит повторить, дослушивает ли до конца или начинает выполнять задание, удерживает ли в памяти.
Важно отмечать характер деятельности при выполнении задания (формально или с интересом, степень стойкости возникшего интереса. Педагог может отметить целенаправленность деятельности ребёнка, способы решения предложенных задач, сосредоточенность и работоспособность, умеет ли ребёнок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Потому что, чем выше эта способность, тем значительнее обучаемость ребёнка. Целесообразно отметить реакцию ребёнка на результаты работы, способность дать оценку своей работе и общую эмоциональную реакцию на общение.
Апробация учебно-наглядного пособия «Сенсорбокс» показала, что технология работы с материалами пособия формирует у воспитанников интерес, познавательную и речевую активность, даёт возможность приобрести необходимые навыки и умения.
Учебно-наглядное пособие «Сенсорбокс» имеет блочную структуру
(блок № 1 «Цвет и форма», блок № 2 «Занимательные дощечки», блок № 3 «Чудо-кубик», блок № 4 «Тактильное лото», блок № 5 «Звенит-шумит», блок № 6 «Бусины-шнурочки», блок № 7 «Буквы», блок № 8 «Логопедические помощники», блок № 9 «Тактильная коробка», блок № 10 «Сухой бассейн»).
Алгоритм использования дидактических материалов пособия пошагово изложен в методических рекомендациях к использованию, где описывается инструктирование обучающихся по работе с наглядными пособиями, формулируется определённая мыслительная задача, решая которую дети будут сравнивать, обобщать наглядный материал, варьировать его, отчленять существенное от несущественного, выделять наиболее типичные признаки, обозначать их словом, т. е. выполнять специальную умственную работу для получения соответствующего представления.
Например,
1. Блок «Цвет и форма».
Цель. Формировать (закреплять) знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, формы (квадрат, круг, треугольник, величину (большой, маленький). Развивать мелкую моторику (пальцевой захват и удерживание деталей, умение действовать двумя руками, навык координации «рука-глаз». Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Оборудование: 1-вариант – «Ёжики» (плоскостные фигурки ёжиков и грибов основных цветов для соотнесения цвета). 2-й вариант – «Рыбалка» (плоскостные ведёрки и рыбки основных и оттеночных цветов для соотнесения, удочка с магнитом). 3-й вариант – «Побери предмет» - карточки с изображением геометрических фигур, плоскостные изображения предметов соответствующих определённым геометрическим фигурам (треугольный флажок, круглое солнце, круглый мяч, прямоугольное окно, квадратный платок и т. п.)
Ход. «Ёжики». На столе пред ребёнком располагаем изображения ёжиков и грибов. Обращаем внимание на цвет, просим ребёнка его назвать. Придумав сюжет, предлагаем ребёнку помочь ёжикам и найти для них грибы нужного цвета (или предметы определённой геометрической формы соответствующего цвета). Все действия педагог комментирует, разговаривает с ребёнком, задаёт вопросы, побуждая к ответной реакции. В процессе наблюдения за выполнением задания определяется способность соотносить цвета.
«Рыбалка». Педагог раскладывает на столе плоскостные изображения магнитных рыбок и ведер из фетра основных и оттеночных цветов. Предлагает ребёнку удочкой с магнитным «крючком» поймать рыбку определённого цвета и поместить её в ведро такого цвета. Задание усложняется, когда добавляются оттеночные цвета рыбок. Педагог предлагает ребёнку рассказать рыбку какого цвета он поймал, в ведро какого цвета поместил. Если ребёнку трудно манипулировать магнитной удочкой, можно предложить поместить рыбку в ведро руками. Характер выполнения задания даёт возможность определить способность ребёнка различать основные и оттеночные цвета спектра и знание основных и оттеночных цветов.
«Подбери предмет». Педагог раскладывает карточки с изображением геометрических фигур и плоскостные изображения предметов и просит ребёнка определить, какой геометрической формы предмет, соотнести его изображение с соответствующей карточкой. В ходе упражнения можно предложить ребёнку рассказать, какого цвета предмет и назвать другие предметы такой же геометрической формы (цвета) в окружающей обстановке.
«Разноцветные коробки»
Цель. Формировать (закреплять) умение различать основные цвета, упражнять в раскладывании объёмных геометрических форм по коробкам соответствующего цвета. Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию, мелкую моторику.
Оборудование. Коробки основных цветов, геометрические тела основных цветов.
Ход. 1-вариант. Педагог расставляет на столе коробки четырех цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный) и показывает разноцветные геометрические тела (шар, конус, куб, цилиндр, которые рассыпал какой-либо персонаж. Ребёнку предлагается разложить фигуры по коробкам своего цвета. Педагог рассматривает фигуры, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Постепенно количество фигур увеличивается. Усложнить задание можно добавлением геометрических тел других цветов.
2-й вариант. Раскладывание геометрических тел соответственно заданному образцу. Педагог раскладывает пред ребёнком шесть фигур. Например, три синих конуса и три зелёных куба. Обращает внимание на чередование цветов. Затем даё т инструкцию: «Сделай такую же дорожку (узор)». Далее задание усложняется увеличением количества фигур.
В ходе выполнения ребёнком задания педагог отмечает умение пользоваться образцом, умение сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки, определить закономерность расположения фигур.
Итак, сенсорные игры являются специфической формой познавательной деятельности, в ходе которой ребенок действием, речью и чувствами отражает действительность. Мы пришли к выводу, что коррекционно-педагогическая деятельность рассматривается учеными как сложное психофизическое, социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс, выступает как единственная педагогическая система, включающая объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Коррекционно-речевая деятельность выступает одним из направлений современной лингводидактики. В коррекционной лингводидактики мы выделяем систему средств, методов и приемов обнаружения, предотвращения и исправления незначительных речевых недостатков (возрастных или приобретенных) в речи детей.
Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику потому, что каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка.
Список литературы.
1. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014.
2. Янушко. Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей // Библиотека воспитателя «Мозаика – Синтез» - 2010.
3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада/ Л / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер / Под ред. Л. А. Венгера, – М., Просвещение, 1988.
4. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание / Н. Кирпичникова, – 2009. – № 2. – 76 с.
5. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М. : Просвещение, 2007.
6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / (И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная и др.); под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.
7. Забрамная С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол. -мед. -пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.