Анна Рылякина
Особенности использования метода наблюдения в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы взаимодействие человека с природой, его воздействие на окружающую среду становятся на сегодняшний день актуальными. Поэтому дошкольное учреждения ставят перед собой главную задачу – формирование экологического сознания детей. Именно со ступеней дошкольного воспитания происходит приобретение знаний, которые в дальнейшем перевоплощаются в прочные убеждения.
Содержанием экологического развития считается формирование у дошкольника гуманного, правильного восприятия к природным объектам и явлениям.
Публикация «Особенности использования метода наблюдения в раннем возрасте» размещена в разделах
В детских садах экологическое воспитание осуществляется при помощи метода наблюдения. Рассмотрим особенности использования данного метода в раннем дошкольном возрасте.
Планируя наблюдение детей дошкольному работнику следует взять во внимание особенности псхических процессов, степень познавательной работы детей младшего возраста. Нам уже известно, что внимание малышей привлекают более яркие объекты. В связи с этим фактом следует наблюдательную деятельность начинать за жизнью животных, а не за растениями. Дети раннего дошкольного возраста не справляются с тем, чтобы удержать перед ними поставленную цель, делать выводы и следовать точно инструкции.
Поэтому воспитатель первостепенной целью в процессе наблюдения должен поставить перед собой задачу- это привлечение внимания малышей к выбранному объекту. Здесь воспитатель в своей работе может использовать сюрпризные моменты, например, может предложить сходить в гости к кошечке, так же можно принести животное в групповую комнату или вызвать интерес при помощи использования кукол из театра. Дальше происходит рассматривание животного. Так как, детское внимание нацелено на действия объекта, поэтому воспитателю следует всевозможными способами побуждать его к активному поведению, например, подразнить котика перышком, потом воспитатель должен переключить внимание детей на то, какие у животного лапка, как он смотрит, как кушает, какие издает звуки. С помощью вопросов воспитатель побуждает детей называть действия.
Важное значение имеет обследование объекта, которое помогает выделить сенсорные признаки. Например, если ребенок погладит котока, то он узнает какая унего шерсть – пушистая или гладкая. Также педагог использует подражательные движения, например, гавкать, как собака, помахать крыльями, как птица и другое.
Со второй половины учебно-воспитательной деятельности в процессе наблюдения детьми раннего дошкольного возраста можно применять сравнение. Например, можно произвести сравнение живого животного с растением, изображенным на картинке. Главной задачей здесь является выявление признаков, характерных для одного объекта от другого. Малыш должен понять, что растения отличаются от животных цветом, размерами, характеру и другим признакам.
. При обучении воспитатель должен конкретно и четко ставить вопрос, направляя внимание детей на признаки, которые необходимо сравнить: «Погляди на собаку и кошку, кто из них меньше?» или, например, «Какие уши у собаки и какие они у кошки?».
С трех лет возможно внедрение при наблюдении поисковых действий. Например, при кормлении кошки, использовать разный корм : рыба, молоко, фрукты. После наблюдения стоит задать вопрос – что же больше всего любит кушать кошка?
Важным условие является то, чтобы во время наблюдения дошкольники чувствовали себя свободно, чтобы не боялись проявить свое отношение к растениям и животным. Все это зависит от поведения взрослого. Дети получают большое удовольствие и восхищение во взаимодействии с природой, если педагог предоставляет возможность действовать, высказываться и проявлять чувства.
По окончанию наблюдения можно спеть песня или прочесть стих на данную тему, или сыграть в игру с главным персонажем наблюдения, что влечет за собой повышение эмоционального впечатления детей от взаимодействия с животным
Наблюдение с детьми раннего дошкольного возраста за растениями и животными необходимо постоянно повторять как со всей группой, так и подгруппой, а также использовать индивидуальную работу. Эффективнее наблюдение будет, если его связать с изобразительной деятельностью, например, «Посмотри на одуванчик, а затем нарисуй его»; с игрой, например, проверь нужно ли фикусу протереть листочки.
Итак, наблюдение – это такой метод непосредственного восприятия, в процессе которого копятся образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Знание детей обогащается за счет наблюдения, которое играет не малую роль в экологическом образовании детей.