Потехина Ирина Валентиновна
Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития мыслительных операций у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития мыслительных операций у дошкольников
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Публикация «Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития мыслительных операций у дошкольников» размещена в разделах
- Логические задачи для дошкольников
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий. Для выработки определенных логических умозаключений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические упражнения и задачи воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо многие сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие.
Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ. Мышление ребенка связано с его знаниями. Обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей.
Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает работы и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.