Маргарита Барилко
Особенности игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности игровой деятельности детей среднего возраста.
(слайд1)
Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой. (Слайд 2)
Публикация «Особенности игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Я считаю эту тему актуальной, потому что именно игра играет огромную роль в развитии и воспитании ребенка и является важнейшим видом деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. "(Слайд 3)
Познание мира дошкольниками происходит через игру. В игровой деятельности малыши приобретают навыки социализации, черпают знания и отрабатывают физические умения. Вопросам организации и проведения игр в дошкольных образовательных учреждениях уделяется много внимания. И если младшие дошкольники в игровой деятельности знакомятся с детским садом и окружающим миром в целом, то в средней группе (4–5 лет) ребята учатся сотрудничеству со сверстниками, взрослыми. (Слайд 4)
Цель игровой деятельности :
Субъективное удовольствие от самой игры. (слайд 5)
Задачи игровой деятельности :
- развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);
- развитие воображения как основы творческой деятельности;
- развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
- формирование в процессе игр нестандартного мышления;
- развитие координации и мелкой моторики;
- организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, (слайд 6)
Таким образом, для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).
В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство. (слайд 7)
-Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.
- Первоначальный опыт игрового взаимодействия с детьми противоположного пола зависит, прежде всего, от наличия в семье совместных разнообразных игровых объединений (с мамой, папой, братом, сестрой и др.)
-Для развития сюжета мальчики и девочки используют различные игрушки, не только ими предпочитаемые, атрибуты, предметы–заместители, самоделки. Они дополняют игровую обстановку по ходу игры. (слайд 8)
- Дети заимствуют сюжеты для игр из мультфильмов.
- Мальчики и девочки тяготеют к комбинированию сюжетов, но им сложно развернуть и отразить последовательность, целостность событий.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей среднего возраста.
Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время воспитывать и развивать. А вот играя с детьми, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется» элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей». Естественность игры при этом нарушается. Педагогу необходимо развивать умение быть игроком, партнером ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. (слайд 9)
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
-ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
-рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
-инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
-эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей
-креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития, своих воспитанников. (слайд 10)
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей
включает в себя:
· осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат;
· наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;
· поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);
· отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;
· ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
· создание современной предметно-игровой среды. (слайд 11)
Организация предметно- игровой среды для детей среднего возраста в соответствии с ФГОС ДО.
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. (слайд 12)
Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни, как и младшие дошкольники, любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре и вносить к ней атрибуты. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов. Сюжеты в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды, детский сад, праздники, моряки, цирк, путешествие на дачу.
Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть :
- куклы разного пола и «профессий»
- мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.);
- наборы мебели (крупной и для игр на столе,
-посуда, одежда,
- разнообразные виды транспорта. (слайд 13)
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр»
- место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.
- музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать;
- книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; (слайд 14)
Среди дидактических игр должны быть :
- игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции,
-на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 12 - 24 частей,
- игры на счет. (слайд 15)
- Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. (слайд 16)
В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон). Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги. (слайд 17)
Виды игровой деятельности средних дошкольников.
- Дидактические игры по содержанию делятся:
Математические или логические.
Сенсорные.
Речевые
Логопедические
Музыкальные
Природоведческие
Для ознакомления с окружающим миром. (слайд 18)
- Сюжетно-ролевые игры имеют 4 формы:
Бытовые
Профессиональные
Патриотические
По мотивам известных сюжетов (Слайд 19)
- Подвижные игры :
Игры на подражание
Сюжетные игры
С правилами
Соревновательные
Хороводные (Слайд 20)
- Театрализованные игры представлены двумя формами:
Драматизацией (ребёнок в роли артиста, создающего свой образ словесными и невербальными средствами выразительности);
Режиссурой (малыш — «кукловод» игрушек).
Требования к проведению игр
1. Активность. Одно из основных требований, подразумевающих проявление физической и интеллектуальной инициативы всех играющих.
2. Доступность и открытость. То есть условия, правила и ход игры должны быть понятны детям 4–5 лет. При этом не стоит слишком упрощать задачу. К примеру, если в дидактической игре предполагается складывание пазла, то это должна быть не четырёхэлементная картинка, отработанная в младшей группе, а состоящая из 8 или более деталей.
3. Доступность и открытость. Дети 4–5 лет способны концентрировать своё внимание не более 20 минут.
4. Наглядность. Дети должны видеть те игровые действия, которые будут выполнять. В подвижных играх это может быть демонстрация воспитателем всех игровых движений, а в других видах — зрительные образы на картинках, разложенных или размещённых на уровне глаз малышей.
5. Эмоциональность. Увлечь ребят общим видом деятельности можно только дружелюбным и открытым отношением со стороны педагога.
6. Коллективность. Даже если дети выполняют задачу игры индивидуально, например, в лото, они всё равно должны быть вовлечены в единое задание.
7. Индивидуальность. В 4–5 лет дети уже вполне осознанно выделяют любимые и нелюбимые виды работы. Так что воспитатель должен найти подход к каждому ребёнку.
8. Самостоятельность. В среднем дошкольном возрасте это становится одним из основополагающих требований к организации игровой деятельности детей : педагог отходит на позиции наблюдателя, участвует в игре только на этапе объяснения правил, корректирует действия ребят, но опосредованно.
9. Состязательность. В 4–5 лет дети чётко осознают, что такое соревнование, хотят быть лучшими. Но при соревновательном характере игры важно правильно оценивать всех участников, от этого напрямую зависит самооценка ребёнка. Поэтому после завершения игры педагог должен похвалить каждого участника, выделив его сильные стороны, но и указав на некоторые недостатки.
10. Повторение. Новые дидактические и подвижные игры нужно проводить 3–4 раза в течение небольшого отрезка времени (1–2 недели, чтобы дети запомнили правила и алгоритм действий. Для повторения достаточно 1 раза в неделю. (Слайд 22)
В заключении хочется сказать! Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность и фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Игра – помощник нам, бесспорно,
Игре все возрасты покорны. (слайд 23)