Галина
Особенности и причины конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Публикация «Особенности и причины конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, конфликты эмоционально-личностных отношений, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном возрасте.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.
Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Однако в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почему ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая профилактика оказывается уже неэффективной.
Многие авторы (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломенский) в структуре процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (практический, эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический).
Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры процессов.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта.
Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.
Поэтому следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние.
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.
Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин : его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т. д.
Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников.
«Я всегда прав» эти дети:
- чаще других инициируют острое столкновение;
- никогда не играют одни, им нужен партнер;
- открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка;
- ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.
«Я лучше других» эти дети:
- конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;
- демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику;
- навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление
- стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.
«Я взрослый,- главный» эти дети:
- вожаки, командиры, лидеры;
- претендуют на главные роли во всем, но дипломатично;
- к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается;
- знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам;
- принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.
«Я за себя постою» эти дети:
- чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам;
- очень осторожны, боятся ущемления своих интересов;
- стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность;
- стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.
«Я хороший» эти дети:
- наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников;
- заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;
- стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;
- при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.
Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой или односторонней неудовлетворенности. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме, не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту.
Отечественный исследователь Н. В. Гришина приводит три основные группы причин возникновения конфликтов :
1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;
2. Объективные факторы возникновения конфликтов;
3. Личностные факторы возникновения конфликтов.
Противоречие интересов как фундаментальная причина возникновения конфликтов предполагает борьбу между осознанной потребностью субъекта в чем-либо (интерес) и дефицитом явления, выступающего в виде данной потребности. Любой конфликт - это форма выражения этого противоречия.
Объективные факторы возникновения конфликтов - это факторы, объединяющие людей независимо от их сознания, воли, ценностей и пристрастий. Например: ресурсы, материальные блага, власть, статус, общественные духовные ценности и т. п.
В качестве личностных факторов возникновения конфликтов выступают тип личности, черты характера, основные доминанты и манеры поведения, неадекватные оценки, этические ценности и т. п.
Кроме того, Н. В. Гришина обращает внимание на то, что следует различать причины конфликта и его повод.
Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины, повод возникает случайно и может создаваться искусственно. Причина же отражает закономерную связь вещей.
Существуют как общие причины возникновения конфликтов, присущие всем людям без исключения, так и специфические, присутствующие на определенном возрастном этапе.
Отечественные исследователи, Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, указали, что в дошкольном возрасте такими причинами являются :
- разрушенные игры;
- по поводу выбора общей темы игры;
- по поводу состава участников игры;
- из-за ролей;
- из-за игрушек;
- по поводу сюжета игры;
- по поводу правильности игровых действий.
Кроме того, причиной конфликтности детей-дошкольников могут выступать неадекватный стиль родительского воспитания и в целом неправильный образ взрослого. В дошкольном возрасте ребёнок часто подражает поведению наиболее близких ему людей, и негативный пример может стать нормой поведения и перенестись на сверстников.
Исследования российских учёных, Е. О. Смирновой и М. В. Соколовой по выяснению родительской позиции по отношению к ребенку показали, что у родителей конфликтных детей ориентация на достижение и формирование ценных качеств является доминирующей, а проявления личностного отношения подавляются. Как правило, в таких семьях применяется строгий стиль воспитания (накажу; заставлю; добьюсь своего).
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети :
- агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;
- жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются;
- молчуны - спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;
- сверхпокладистые - со всеми соглашаются;
- всезнайки - считают себя выше, умнее других;
- нерешительные - медлят с принятием решений, боятся ошибиться;
- максималисты - хотят чего-то прямо сейчас;
- скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;
- невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Для всех конфликтных дошкольников характерны высокая активность в стремлении к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.
Конфликтность дошкольников может быть спровоцирована развитием самосознания, которое тесно связано с самооценкой и саморегуляцией.
Самосознание - это относительно осознанная и устойчивая система представлений человека о самом себе. Включает в себя три компонента:
- когнитивный (самопознание);
- эмоциональный (реакции, переживания, оценочные суждения);
- волевой (принятие решений).
В период дошкольного детства только формируются эти компоненты, поэтому дошкольник еще не имеет твердой личностной позиции.
На развитие самосознания большое влияние оказывает общение с другими людьми. Оценки и суждения взрослых формируют самооценку ребенка, между ровесниками происходит первый обмен мнениями, суждениями. При неадекватной самооценке ребенок не может объективно оценивать других детей и регулировать свое поведение самостоятельно, поэтому на этом фоне могут случаться конфликты.
Другими словами, конфликтности сопутствует неадекватная самооценка. Дети часто обижаются друг на друга из-за несправедливых замечаний, суждений.
Кроме того конфликтность может быть спровоцирована сформировавшейся у ребенка эгоистической позиции, когда ему безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Такие дети часто бывают грубыми, агрессивными по отношению к товарищу. Обычно дошкольники с эгоистической позицией мало знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато такой ребенок всегда запоминает игрушки, которые приносят другие дети. Данная позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить, поэтому он становится агрессивнее и вызывает конфликты.
Другой особенностью конфликтного поведения дошкольников является высокая эмоциональность и неспособность к полноценному волевому решению.
Эмоционально-волевая сфера дошкольников характеризуется наличием элементов произвольности, формированием целеполагания, иерархии мотивов, изменяется роль эмоций, происходит освоение социальных форм выражения чувств.
Все эти особенности в своей совокупности могут провоцировать конфликты среди дошкольников, так как сталкиваются интересы детей, нет опыта решения проблемных ситуаций и т. д.
И хотя чувства и эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся произвольными, они все еще имеют элементы импульсивности, могут быть очень бурными, особенно в ситуации соперничества, что нередко приводит к конфликтам.
Также дошкольный возраст характеризуется склонностью к аффектам, т. е. к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, что выражается в неестественных интонациях, мимике, жестах, позах и т. д.
Конфликтность выражается в стремлении победить, показать лучший результат. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему.
В дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, проявляются также и свойства темперамента, которые ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Так как нервная система у детей близка к слабому типу, она характеризуется быстрым истощением, понижением работоспособности, а также повышенной возбудимостью и чувствительностью, что приводит к неадекватному поведению в случае конфликта.
На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости, снижен контроль над своими действиями, у ребенка часто меняется настроение, он импульсивен, что также может способствовать развитию конфликтности.
Кроме того, важнейшей психологической особенностью конфликтности в дошкольном возрасте является ведущая игровая деятельность. Как было упомянуто выше, существует 7 причин возникновения конфликтов, однако исследователи данной проблемы - Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский - отметили, что виды конфликтов дифференцируются на этапах дошкольного детства.
Таким образом, можно сказать, что, так как дети старшего дошкольного возраста проводят большую часть времени в игре, этим и обусловлено появление конфликтов, и дальнейшее развитие конфликтного поведения.
В совокупности с другими психологическими особенностями это дает возможность определить специфический, свойственный только старшему дошкольному возрасту портрет конфликтной ситуации и поведения. Также это позволяет наметить пути дальнейшей профилактики и коррекции конфликтного поведения у детей на данном возрастном этапе в профилактике конфликтности детей-дошкольников.
Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста :
- конфликты у детей старшего дошкольного возраста связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор;
- конфликты у старших дошкольников возникают в игровой деятельности;
Понятие «причина» в общефилософском плане обозначает какое-либо явление, которое повлекло за собой другое явление - следствие. В обществе и природе существует огромное количество причинно-следственных связей и конфликты не составляют исключение.
Причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть разные:
- внешние и внутренние;
- всеобщие и единичные;
- материальные и идеальные;
- объективные и субъективные.
- причинами возникновения конфликтов детей старшего дошкольного возраста могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности;
- особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.