Бережная Альвина Аркадьевна
Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Математика является мощным фактором развития ребен-ка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изу-чение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности.
В процессе математического образования в детском саду осуществляет-ся математическое развитие ребенка, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифме-тические действия, а основным результатом целью такого образования явля-ется формирование у детей основ математической культуры.
Публикация «Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности» размещена в разделах
О важности математического развития говорили многие учёные, великие лю-ди.
«Математика – это гимнастика ума» (А. В. Суворов).
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, трени-рует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в дости-жении цели» (А. Маркушевич, советский педагог-математик)
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания мате-матических свойств и отношений : обследование, сопоставление, груп-пировка, упорядочение, разбиение;
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов по-знания математического содержания (экспериментирование, моделиро-вание, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действитель-ности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчиво-сти, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску не-стандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогаще-ние словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
Знания по математике необходимы людям всегда. И поэтому, у детей ФЭМП необходимо проводить не только во время специально организованной обра-зовательной деятельности, но и во всех других видах деятельности, в том числе, в режимных моментах, на прогулке, перед сном.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы: (новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.)
Т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обу-чении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правиль-ность выполненных действий.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
- создать предметно- развивающую среду в группе: современные развиваю-щие игры, в процессе которых ребенок осваивает цифры; узнает и запомина-ет цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует мышление, внимание, память, воображение;
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образова-ния, предложенный Федеральным государственным образовательным стан-дартом – принцип интеграции образовательных областей
Что такое интеграция?
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоя-нию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных обра-зовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечиваю-щее целостность образовательного процесса.
Цель – Интеграция образовательных областей должна обеспе-чить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира
Формирование математических представлений отнесено к образователь-ной области «Познавательное развитие»
В рамках образовательной области «Познавательное разви-тие» закладываются основы элементарных математических представлений,
развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Встречается во всех видах детской деятельности :
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Восприятие художественной литературы и фольклора
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд
• Конструирование из разного материала
• Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
• Музыкальная
• Двигательная
В нашем детском саду интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельно-сти математическим содержанием, увеличение двигательной активности на НОД по ФЭМП. Во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими от-ношениями : сравниваю предметы по величине и форме, определяют, где ле-вая сторона, а где правая. Используем подвижные игры математического со-держания такие как «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе па-ру», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забро-
сит больше мячей в корзину». Стимулируем двигательную активность детей в ходе физкультурно-математических праздников.
Образовательная область «Речевое развитие» прослеживается во всех образовательных областях, в том числе и в ОО «Познавательное развитие».
С помощью математических терминов обогащаем пространственный сло-варь (между, около, словарь временных обозначений (сумерки, вчера, сего-дня, вечер, дни недели, количественными отношениями (много, меньше, сло-вами числительными и специальными терминами (название арифметических действий, геометрических фигур).
Знакомя детей с литературными произведениями и малыми формами фольклора, формируем у детей основы математической культуры. В своей работе использую такие малые фольклорные формы как, пословицы, потеш-ки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» знакомит с порядковым сче-том, «Теремок» и «Репка» помогают запомнить количественный и порядко-вый счет и основы арифметических действий. С помощью сказки «Три мед-ведя» легко усваиваются понятие о размере.
Интеграция математического развития с художественным творчеством
помогает решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осяза-тельные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувство-вать те или иные математические понятия «пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» - конструиро-вание из геометрических фигур. Во время проведения изобразительной дея-тельности (образовательная деятельность – «Художественное творчество», мы обращаем внимание, на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина, полоску бумаги, как можно получить предмет той или иной формы, закрепляя не только цвет, форму, размер предмета, но и его пространственное расположение. При рисовании предметов сложных форм, дети видят в них простые геометрические фигуры (круг – солнце, голова птицы, овал – туловище животного, куклы, треугольник уши кошки, крыша дома).
В качестве продуктов детского творчества используем разнообразные по-делки из природного материала (листья, шишки, пло-
ды) которые предварительно группируются, сортируются, упорядочиваются по каким либо свойствам (цвет, размер, форма).
В качестве продуктивной деятельности детей организуем конструктив-ные игры. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников Детали строительных наборов представляют собой пра-вильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает воз-можность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, по-лучить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.
Игры с LEGO – конструктором развивают простые математические поня-тия,6 знакомят с числами и цифрами, осваиваются сенсорных эталонов – цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
В НОД Музыка мы так же закрепляем и развиваем математические пред-ставления. Дети узнают, что звуки бывает длинным и коротким, высокими и низкими. При проведении подвижных музыкальных игр у детей закрепляем знания о цвете и форме предмета, развиваются навыки ориентировки в про-странстве.
Организация экспериментальной деятельности в обла-сти «Познавательное развитие» по формированию элементарных математи-ческих представлений занимает особое место. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравни-вать, определять форму и размеры. Всё это придаёт, математическим пред-ставлениям реальную значимость и способствует их сознанию.
Для реализации образовательной области «Познавательное разви-тие» через процесс формирования элементарных математических представ-лений в группе организован центр занимательной математики.
Центр занимательной математики содержит :
Дидактические игры:
— игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей
— игры с цифрами, монетами;
— игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины
— Игры с алгоритмами
— Модели числовых и временных отношений
— Календарь, модель календаря
Развивающие игры, развивающие психические процессы: шахматы, шаш-ки,
часы-конструктор, весы; головоломки
блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича
Природный и «бросовый» материал
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образователь-ном процессе родителей.
В своей группе мы используем такие формы работы с семьей как, кон-сультации, оформление папок-передвижек, проведение математических раз-влечений, ярмарок, мастер-классов на темы: «Математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста».
В группе родители изготовили вместе с детьми математические игры.
Вывод: Интеграция позволяет объединить воедино все виды деятельности ребёнка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной об-ласти в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, вос-питательные задачи. Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной про-граммы начального общего образования