Тихомирова Ольга
Особенности формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о животном мире — одна из составных частей процесса экологического воспитания дошкольников — предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определенных программой.
Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Публикация «Особенности формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (напри-мер, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам (12, с. 67).
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное от-ношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям животного мира, не только ярким, заметным, легко идущим на общение с ребенком (собака, птица, кошка, белка и др., но и незаметным, непривлекательным (ящерица, лягушка, муравей и пр.? Для этого воспитатель на занятиях использует различные методы и приемы, которые помогают сформировать конкретные представления о животных.
Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы по-упражнять ребенка в нравственных поступках. Например: на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудил с детьми, хорошо ли будет ему в помещении, смогут ли ребята создать для животного условия, похожие на естественные. Дети с помощью педагога приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему лучше, здесь его дом», «Может, его где-то ежата ждут.»). Каждый случай отрицательного отношения также не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявил жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого и т. д. У ребенка надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь. (8,с. 45)
Человек — друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следит за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность сделать доброе дело ради живого существа : вовремя накормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь. Вместе с тем осуществляет профилактику травматизма, обеспечивает охрану жизни и здоровья ребенка.
Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эти знания можно объединить в три группы (22, с. 153)
а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характер движений, питания, размножения);
б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающим условиям, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с другими особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобные знания способствуют углублению представлений о животном мире, на основе которых у ребят вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному животному.
Огромное значение в формировании знаний о животных имеет игра. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л. С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства. Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. (12, с. 164)
Большое влияние на экологический образ детей оказывают природоведческие игры, содержание которых является инсценирования какого-либо предмета - так называемые игры драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движением. Подобные игры формируют так же правильное запоминание текстов и движений.
Во всех ситуациях необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы. Очень важно пользоваться словесными поощрениями за каждый правильный ответ, быстро найденный ответ, привлекая к нему внимание детей. Положительные примеры содействуют активизации речи у всех детей.
При ознакомлении детей с животным миром используют дидактические игры с предметами, настолько - печатные и словесные.
Предметные игры помогают детям уточнить, конкретизировать и обобщать представления о свойствах и качествах предметов, формируют умение обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшем дошкольном возрасте.
Настолько - печатные игры - «Зоологическое лото», «Малыши», парные картинки и другие дают возможность систематизировать знания детей о животных, формировать умения по слову воспитателя восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки или сочетается с ними).
Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и другие) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функции и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сосредоточенность, сообразительность, быстроту реакции, связанную речь. (16, с. 165)
Наряду с перечисленными играми в работе с детьми старшего дошкольного возраста используется большое количество игровых упражнений («Найди детеныша», «Узнай маму» и т. д.) игровые упражнения помогают различить предмет по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с её частью. Особое значение игровые упражнения имеют при закреплении усвоенных знаний.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Зоопарк» и т. д.) имеют опреде-ленное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. В старшем дошкольном возрасте игры-занятия используют, как часть занятия.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др. дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к животному миру. (16, с. 57)
В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике и т. д., при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе. Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого характера, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о природе взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на развитие игры оказывают рассказы тружеников села - доярки, свинарки и т. д. Живое общение со взрослыми вызывает интерес у детей к их труду и обогащает содержание игр. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением животных попарно. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют животных по определенным признакам, делают обобщения.
Словесные игры - это игры содержанием, которых является разнообразные знания, имеющихся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках предметов словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту, реакцию, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно».
Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он соблюдает одно правило и тут же его применяет. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выходит из активного участия в игре - он руководит со стороны, помогает детям. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников. Уже в средней группе обучение игре другое. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно выделяет 1-2 важных правила. (16, с. 154)
По ходу игры еще раз напоминает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе рассказ о содержание, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает исправить ошибки. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадками животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например: «Наседка с цыплятами», ««Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волк и овцы». Подражая действиям, имитируя звуки дети закрепляют знания; получаемая в игре радость способствует углублению интереса к природе.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, которые отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр; они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему. (14, с. 214)
Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, как следует уточнить, расширить.
При объединенном содержании игр педагог обогащает знание детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержанием игр. Кроме этого, необходимо создавать определенные условия для развития творческих игр природоведческого содержания; в группах должны быть специальные наборы игрушек-животных, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус». Младшим детям хорошо давать несложные задания: «Найди по листку дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку -самый большой, поменьше, маленький», которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Особое значение игры имеют в младшей и средней группе. Старшие дети уже могут определить оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделить отдельные части растений. (16, с. 143)
К настольно-печатным играм относятся игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» - в этих играх уточняются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словами, которые либо предваряют восприятие картинки, либо сочетаются с ними. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих, и используются в повседневной жизни.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природными материалами во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки. Ценность природного материала - в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.
Таким образом, игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс позна-ния природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией.