Татьяна Сазонова
Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Старшие дошкольники обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной группой для развития идей здорового образа жизни. На самом деле в дошкольном возрасте происходит усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка основных жизненных стереотипов.
Публикация «Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство - самый чувствительный период в жизни человека, именно в этот период дети наиболее восприимчивы к педагогическому воздействию. Они осознают и несут ответственность за приобретение знаний на занятиях и способны подчинять свои действия поставленным перед ними задачам.
Определив варианты мозгового штурма здорового образа жизни у старших дошкольников, мы рассмотрим возрастные особенности этого процесса путем изучения психофизиологических особенностей детей этого возраста.
По мнению В. А. Деркунской, у дошкольников активно развивается наглядно-образное мышление, когда решение задачи лежит в плоскости успеваемости. Их можно разделить на: визуальные, слуховые, тактильные, вкусовые, органические, прогностические (статические, кинетические, преобразующие, временные, пространственные, репродуктивные, абстрактно-логические.
По мнению ученых (Л. А. Венгер, В. В. Зеньковский, Д. Ф. Петяевой и др., всевозможные представления формируются в дошкольном возрасте и могут развиваться в процессе дальнейшего освоения ребенком окружающей действительности. Развитие представлений дошкольников осуществляется по мере изменения их содержательных и формально-динамических характеристик. Степень сформированности достижений зависит от контакта ребенка с окружающей средой и общения со взрослыми.
Деятельность старших дошкольников в значительной степени познавательна и направлена на изменение окружающего мира и открытие неизвестного. Старшего дошкольника отличает необычный сюжет, мотивированный пытливым и познавательным отношением к окружающему миру. Такой мотив выражен в формуле : «Что будет, если.». Однако не стоит полагаться на силу спонтанного примера: необходимо создать такие обстоятельства и условия, когда дети соблюдают законы здоровой активности взрослого (например, совместная деятельность воспитателя с ребенком).
В дошкольном возрасте потребности в знаниях и впечатлениях становятся особенно значимыми (по мнению Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковской, М. И. Лисиной, в результате чего ребенок хочет узнавать новое, непонятное в окружающей действительности, хочет вникать в суть предмета и явления, а это, в свою очередь, формирует ваши представления о здоровом образе жизни.
Обладая большой мотивационной силой и интересом, старшие дошкольники активно стремятся к знаниям. О чем беспокоятся дошкольники, они часто спрашивают у взрослых. Детские вопросы показывают, что нет таких областей реальности, в которых ребенок не проявлял бы интереса. Поэтому преподавание ребенку знаний о здоровом образе жизни и организация соответствующих практических занятий помогут привить постоянный интерес старшим дошкольникам к этой сфере человеческого существования.
Именно дошкольный период, как написано в учениях физиологов, психологов и педагогов, это тот жизненный этап, когда закладываются основы психической, нравственной и физической составляющей развития человека, формируются основы здоровья, формируются стереотипы об образе жизни. Эффективность формирования представлений в дошкольном возрасте, по мнению Е. Н. Вайнера, представляется более высокой, поскольку жизненные установки в этом возрасте еще недостаточно сильны, а нервная система более пластична. В этот период ребенок чрезвычайно чувствителен.
В дошкольном возрасте, по описанию А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, происходит процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития навыков и интересов. Все это показывает, что необходимо начинать формирование представлений о сексуальном и репродуктивном здоровье у детей на данном этапе дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход к мышлению с общими идеями, развивается способность сравнивать объекты в соответствии с идеями, комбинировать их по сходным характеристикам, оформлять свои мысли вербально, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность логически мыслить.
В старшем дошкольном возрасте нервные процессы обладают большой силой и подвижностью по сравнению с предыдущим возрастным периодом. В связи с этим познавательные интересы приобретают новый характер. Большинство детей сознательно относятся к получению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия определенным задачам. Восприятие по своим психологическим характеристикам приближается к уровню взрослого человека. В этом смысле становится возможным сформировать сознательное отношение к формированию идей.
Формирование представлений о сексуальном и репродуктивном здоровье у старшего дошкольника основывается на следующих компонентах: научные знания, расширяющие представления дошкольников о человеческом организме, его здоровье и здоровом образе жизни; лечебно-профилактические мероприятия; рациональный режим дня, труда и отдыха; физическая активность; правильно организованный правильное питание, отсутствие вредных привычек.
Опыта знакомства с идеями здорового образа жизни на шестом году жизни достаточно, а умение обобщать позволяет самостоятельно сформулировать самое простое правило, которое сохранит здоровье : прививайте детей, употребляйте витамины, мойте руки, адаптируйтесь к погоде, занимайтесь спортом и отдыхайте. они затвердевают. Ребенок имеет хорошее представление о строении тела, уверенно называет части тела, их значение, может называть процессы, происходящие в организме, например, во время кормления, во время двигательной активности. В возрасте 5-6 лет у детей активно развиваются такие качества, как произвольность, независимость, строгость по отношению к себе и окружающим, умение доводить начатое до конца. Нынешних детей шестого года жизни отличает нацеленность на результат, его качество. Это связано с потребностями старших дошкольников в самореализации и самовыражении. В результате соблюдение правил поддержания здоровья и желание вести здоровый образ жизни станут для вас нормой. Старшие дошкольники уже сознательно и самостоятельно проводят культурно-гигиеническую процедуру вместе с другими детьми, в привычку входит мыть руки, быть чистоплотными, чистить зубы после еды, пользоваться носовым платком, убирать игрушки, аккуратно складывать одежду и наблюдать за повседневной жизнью. Ребенок может контролировать качество выполнения культурно-гигиенических навыков, пытается объяснить окружающим важность своей успеваемости для поддержания здоровья, приводит примеры из собственного опыта. Старшеклассник вряд ли нуждается в помощи взрослого при надевании и снятии одежды, обувании. Возрастает самостоятельность детей в самообеспечении, возрастает инициатива в организации помощи воспитательницы в обслуживании детей группы : она раскладывает салфетки, столовые приборы, готовится к уроку, игре и т. п. Именно в эти годы ребенок уверенно устанавливает регулярные связи между поведением человека и его собственным поведением. и его состояние здоровья учитывает социальный и психологический аспект здоровья человека. Ребенок свободен и правдив в оценке своего состояния здоровья и здоровья других людей, полезных и вредных привычек, действий, соблюдения или нарушения правил безопасного поведения, готов предлагать различные стратегии здорового и безопасного поведения, используя накопленный опыт.
Таким образом, процесс усвоения представлений об образе жизни граждан пожилым дошкольником может проходить в рамках уже сформированной системы как на основе представлений, которые уже существуют в его семье, так и при специально организованном воспитании в дошкольном учреждении. Согласованность действий всех субъектов образовательного процесса позволяет повысить эффективность формирования представлений о здоровом образе жизни у старшего дошкольника.