Папки-передвижки

Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией.

Ирина Мистейко
Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией.
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности формирования мелкой моторики у детей с дизартрией.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в этом числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.

Публикация «Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией,» размещена в разделах

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

дизартрия у детей с церебральным параличом ( клинико-психологическая характеристика этих детей описана в рамках детского церебрального паралича многими авторами: Е. М. Мастюкова, 1973, 1976; М. В. Ипполитова и Е. М. Мастюкова, 1975; Н. В. Симонова,1976, и др.);

дизартрия у детей с гидроцефалией ( клинико-психологическая характеристика соответствует детям с гидроцефалией: М. С. Певзнер,1973; М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова, 1983);

дизартрия у детей с задержкой психического развития (М. С. Певзнер,1972; К. С. Лебединская,1982; В. И. Лубовский,1972 и др.);

дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функцией.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

В дошкольном возрасте дети с дизартрией двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакции истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваются желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется к рисованию и другим видом деятельности, в школьном возрасте отличается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

В ходе изучения научной и методической литературы по теме исследования, нами были сделаны выводы, о том, что структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Кроме того, нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. Основными клиническими признаками дизартрии являются :

нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;

нарушения голосообразования и дыхания.

Практика показывает, что основными признаками псевдобульбарной дизартрии является : повышения тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого неба, усиленное слюнотечение, нарушения дыхания и голоса. Дети плохо жуют, глотают, поперхиваются при еде. Речь смазанная, малопонятная, интонационно невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым оттенком.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрическими расстройствами, проследим с помощью анализа программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении (Авторы Лопатина Л. В., Голубева Г. Г., Баряева Л. Б. - СПб., Москва, 2006 г.).

1 ступень: младший дошкольный возраст (ориентировочно 3 (3,5) – 4 (4,5) лет). Формирование кинестетической и кинетической основы движений осуществляется в процессе развития ручной моторики. Обогащение двигательного опыта детей происходит в процессе выполнения действий с предметами. Развитие праксиса позы осуществляется по подражанию и самостоятельно. В процессе обучения и воспитания происходит выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержание двигательной программы в процессе выполнения последовательно организованных движений. Развитие движений кистей рук происходит в ходе выполнения специальных упражнений: сжимание, разжимание, встряхивание, и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствование межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Формирование кинестетической основы движений пальцев рук осуществляется на основе зрительного восприятия (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо» и т. д.). Формирование кинетической основы движений пальцев рук происходит в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики, изображений предметов из геометрических форм из палочек (по образцу, по инструкции, складывание разрезных картинок, обведение, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов, «шнуровка» и т. д., упражнения и игры на развитие динамической организации движений.

2 ступень: средний дошкольный возраст (ориентировочно 4,5-5,5 лет). Совершенствуется кинестетическая и кинетическая основа движений в процессе развития ручной моторики. Детей обучают точному выполнению двигательной программы, развивают у них основные качества движения: объем, точность, темп, активность, координация). Совершенствуется кинестетическая основа движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (на основе словесной инструкции). Происходит обучение организации двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц. Уточняется состав двигательного акта. Формируется кинестетический анализ и синтез, кинестетические афферентации движений пальцев рук (например, «Пчела», «Лодочка» и т. д.). Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук происходит в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Происходит обучение объединению, обобщению последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, серийно организованные навыки (например, «шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка и т. д.).

3 ступень: старший дошкольный возраст (ориентировочно 5,5-6,5 (7) лет). Продолжает развиваться ручная моторика, совершенствуется двигательная сфера детей. Дети обучаются выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно и последовательно организованные движения. Совершенствуется кинестетическая основа движений пальцев рук по словесной инструкции. Совершенствуется кинетическая основа движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формируется кинетическая основа движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.

Для развития мелкой моторики в логопедической практике используется различное оборудование и материалы: кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластиковые карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображением мордочек животных. Это оборудование используется на занятиях и вне их, в процессе таких пальчиковых игр как, например «Пальчики здороваются», «Человечек», «Солнечные лучи», «Пассажиры в автобусе», «Замок», «Паук», «Дружба», «Флажок», «Птички», «Двое разговаривают», «Ежик», «Кот», «Волк», «В гости», «Домик», «Зайцы», «Ловкие пальцы», «Ножницы», «Колокол», «Бочонок с водой», «Пожарники», «Птичка летит», «Лакомка», «Пять человечков», «Скакалка», «Спичечные коробки», «Курочка-петушок», «Кошки-мышки», «Кулак-кольцо», «Часы», «Топ-хлоп», «Коза», «Улитка», «Гнездо», «Мостик», «Очки», «Сорока», «Этот пальчик – дедушка», игры-потешки, игры-забавы.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Особенности развития мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» п. Советский Республики Марий Эл План по самообразованию на 2015-2016 учебный год Рябининой Элины Викторовны.

Дидактические пособия для развития мелкой моторики и формирования навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития мелкой моторики и формирования навыков самообслуживания же в эти чудесные дни мы не забываем о своей работе. Вот и я изготовила несколько пособий, которые и хотела бы вам представить. Первое.

Пособия для развития мелкой моторики и формирования зрительно-двигательной координации «Рыбки» и «Мышки»Пособия для развития мелкой моторики и формирования зрительно-двигательной координации «Рыбки» и «Мышки» Цели игры: развитие мелкой моторики; формирование зрительно-двигательной координации; совершенствование глазомера, внимания; развитие коммуникативных.

Коррекция мелкой моторики рук у детей с дизартрией Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо,.

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы:.

Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно.

Особенности развития мелкой моторики руки у дошкольников в процессе организации кружковых занятий по вышивке Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать.

Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией Многие авторы, изучавшие стёртые дизартрии, обнаруживают у детей.

Развитие мелкой моторики у дошкольников Слайд№1 Уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Слайд №2 Ребенок постоянно.

Самообразование: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». (2015-2017 учебный год) воспитатель Толмачева М. А. Когда начата работа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией.
Опубликовано: 24 июня 2016 в 22:16
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мистейко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД