Ирина Мистейко
Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией.
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования мелкой моторики у детей с дизартрией.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в этом числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.
Публикация «Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с дизартрией,» размещена в разделах
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
дизартрия у детей с церебральным параличом ( клинико-психологическая характеристика этих детей описана в рамках детского церебрального паралича многими авторами: Е. М. Мастюкова, 1973, 1976; М. В. Ипполитова и Е. М. Мастюкова, 1975; Н. В. Симонова,1976, и др.);
дизартрия у детей с гидроцефалией ( клинико-психологическая характеристика соответствует детям с гидроцефалией: М. С. Певзнер,1973; М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова, 1983);
дизартрия у детей с задержкой психического развития (М. С. Певзнер,1972; К. С. Лебединская,1982; В. И. Лубовский,1972 и др.);
дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функцией.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
В дошкольном возрасте дети с дизартрией двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакции истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваются желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется к рисованию и другим видом деятельности, в школьном возрасте отличается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.
Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.
В ходе изучения научной и методической литературы по теме исследования, нами были сделаны выводы, о том, что структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Кроме того, нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. Основными клиническими признаками дизартрии являются :
нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
нарушения голосообразования и дыхания.
Практика показывает, что основными признаками псевдобульбарной дизартрии является : повышения тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движений губ, языка, мягкого неба, усиленное слюнотечение, нарушения дыхания и голоса. Дети плохо жуют, глотают, поперхиваются при еде. Речь смазанная, малопонятная, интонационно невыразительная, монотонная, голос глухой, с носовым оттенком.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрическими расстройствами, проследим с помощью анализа программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении (Авторы Лопатина Л. В., Голубева Г. Г., Баряева Л. Б. - СПб., Москва, 2006 г.).
1 ступень: младший дошкольный возраст (ориентировочно 3 (3,5) – 4 (4,5) лет). Формирование кинестетической и кинетической основы движений осуществляется в процессе развития ручной моторики. Обогащение двигательного опыта детей происходит в процессе выполнения действий с предметами. Развитие праксиса позы осуществляется по подражанию и самостоятельно. В процессе обучения и воспитания происходит выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержание двигательной программы в процессе выполнения последовательно организованных движений. Развитие движений кистей рук происходит в ходе выполнения специальных упражнений: сжимание, разжимание, встряхивание, и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствование межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Формирование кинестетической основы движений пальцев рук осуществляется на основе зрительного восприятия (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо» и т. д.). Формирование кинетической основы движений пальцев рук происходит в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики, изображений предметов из геометрических форм из палочек (по образцу, по инструкции, складывание разрезных картинок, обведение, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов, «шнуровка» и т. д., упражнения и игры на развитие динамической организации движений.
2 ступень: средний дошкольный возраст (ориентировочно 4,5-5,5 лет). Совершенствуется кинестетическая и кинетическая основа движений в процессе развития ручной моторики. Детей обучают точному выполнению двигательной программы, развивают у них основные качества движения: объем, точность, темп, активность, координация). Совершенствуется кинестетическая основа движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (на основе словесной инструкции). Происходит обучение организации двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц. Уточняется состав двигательного акта. Формируется кинестетический анализ и синтез, кинестетические афферентации движений пальцев рук (например, «Пчела», «Лодочка» и т. д.). Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук происходит в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Происходит обучение объединению, обобщению последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, серийно организованные навыки (например, «шнуровка», складывание фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховка и т. д.).
3 ступень: старший дошкольный возраст (ориентировочно 5,5-6,5 (7) лет). Продолжает развиваться ручная моторика, совершенствуется двигательная сфера детей. Дети обучаются выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно и последовательно организованные движения. Совершенствуется кинестетическая основа движений пальцев рук по словесной инструкции. Совершенствуется кинетическая основа движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формируется кинетическая основа движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
Для развития мелкой моторики в логопедической практике используется различное оборудование и материалы: кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластиковые карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображением мордочек животных. Это оборудование используется на занятиях и вне их, в процессе таких пальчиковых игр как, например «Пальчики здороваются», «Человечек», «Солнечные лучи», «Пассажиры в автобусе», «Замок», «Паук», «Дружба», «Флажок», «Птички», «Двое разговаривают», «Ежик», «Кот», «Волк», «В гости», «Домик», «Зайцы», «Ловкие пальцы», «Ножницы», «Колокол», «Бочонок с водой», «Пожарники», «Птичка летит», «Лакомка», «Пять человечков», «Скакалка», «Спичечные коробки», «Курочка-петушок», «Кошки-мышки», «Кулак-кольцо», «Часы», «Топ-хлоп», «Коза», «Улитка», «Гнездо», «Мостик», «Очки», «Сорока», «Этот пальчик – дедушка», игры-потешки, игры-забавы.