Папки-передвижки

Особенности формирования математических представлений у детей 4–5 лет

Валерия Макарова
Особенности формирования математических представлений у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие личности [10].

Публикация «Особенности формирования математических представлений у детей 4–5 лет» размещена в разделах

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для подготовки к усвоению начальных математических знаний. В этот период у ребенка появляется «новое видение» мира, и дошкольник старается получить количественную оценку окружающей действительности, чувственный опыт оказывается недостаточным. Зная, что восприятие в психологии – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, при помощи органов чувств, через совокупность ощущений полученных от данного объекта, у детей дошкольного возраста должен сформироваться навык вычленения главного, посредством объединения отдельных деталей в целое. Именно поэтому психологические тесты оценки готовности ребенка к школе построены на адекватности восприятия не количественных характеристик, а форм ее распознавания и восприятия [14].

В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий. Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям : время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом. В концепции дошкольного образования указаны четкие требования к формированию познавательного интереса будущих первоклассников, и часть ее составляет именно математическое образование.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н. А. Арапова-Пискарева, А. В. Белошистая, Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко, Т. И. Ерофеева, Н. А. Козлова, Е. В. Колесникова, Л. П. Петерсон, Т. А. Фалькович, и др.). Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Согласно ФГОС ДО большого значения при организации развития ребенка имеет принцип интеграции, так как он имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей 4-5 лет. Так, В. В. Давыдов говорил, что прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Занятия по развитию элементарных математических представлений рекомендуется соединять с другими видами деятельности: игровой, продуктивной. Это способствует улучшению концентрации внимания детей дошкольного возраста и, соответственно, лучшему усвоению программы.

Однако ошибочно было бы думать, что ребенок приобретает математические понятия только непосредственно при обучении. Накопление знаний и навыков так же происходит самостоятельно, независимо и спонтанно. Если взрослые преждевременно будут доводить до ребенка математические понятия, это будет только их заучивание, а не понимание смыслового значения. Таким образом, можно сказать, что ребёнок среднего возраста не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений [1].

Организация различных видов деятельности детей дошкольного возраста должна находиться в центре внимания воспитателя, при этом не нужно забывать о сочетании возрастных и индивидуальных особенностях детей в их непосредственно-образовательной деятельности, что позволит обеспечить их эмоциональное благополучие и психическое развитие [22].

Рассмотрим, особенности формирования математических представлений у детей среднего возраста, какие задачи стоят перед педагогом, в данном возрасте детей дошкольного возраста:

Формировать графические навыки и умения;

Знакомить с геометрическими понятиями и отношениями;

Формировать навыки счета, знакомить с образованием и называнием числа;

Формировать и развивать представление о величине;

Развивать пространственные и временные представления [14].

Организация работы по развитию детей дошкольного возраста строится с учетом общедидактических принципов. Основными принципами работы воспитателя являются:

1. Принцип индивидуального подхода – позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность на основе индивидуальных способностей ребенка и помочь в создании условий для активной познавательной деятельности детей, как в группе, так и для каждого ребенка.

2. Принцип наглядности и доступности, который позволяет у детей среднего возраста формировать элементарные математические представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени. Принцип доступности заключается в том, что некоторые слова и выражения сложны для восприятия, поэтому нет необходимости вводить их в словарь детей дошкольного возраста, нужно вводить понятные слова детям в этом возрасте. Образовательная деятельность будет успешна при наличии у детей знаний и умений определенного содержания. Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. В процессе изучения элементарных математических представлений от общего к конкретному – такое усвоение знаний более доступно ребенку среднего возраста. Принцип наглядности обусловлен рядом факторов:

обучение для учащихся как средство познания окружающего мира. Процесс более успешен, если основан на наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

познавательный процесс требует включать в овладение знаниями различных органов восприятия;

отталкивается от особенностей мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному;

наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относ : реал предметы и явления в их, муляжи, иллюстрации и т. д.

3. В основе принципа систематичности и последовательности лежит логический порядок изучения материала. Знания, полученные на этом этапе должны опираться на ранее изученные материалы. Это важный принцип при изучении элементарных математических представлений, где каждое новое знание вытекает их старого, известного. Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:

от простого к сложному;

от легкого к трудному;

от известного к неизвестному;

от представлений к понятиям;

от знания к умению, от него к навыку.

4. Принцип новизны позволяет опираться на произвольное внимание, при помощи постановки последовательной системы задач, проявить интерес к деятельности. Этот принцип позволяет заинтересовать детей дошкольного возраста и активизировать произвольную сферу.

5. Принцип развивающего обучения в процессе непосредственно образовательной деятельности не только помогает приобрести знания, но и формировать умения, при этом происходит развитие познавательных психических процессов и развитие личности ребенка в целом [3].

Большое внимание в организации обучения должно быть уделено развитию мышления ребенка, которое проходит путь от практических действий с конкретными предметами или их изображениями к оперированию понятиями, т. е. к логическим действиям. Например, при ознакомлении детей с множеством воспитатель организует их практическую деятельность – дети действуют с совокупностями (множеством) однородных предметов : перекладывают, переставляют, накладывают, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого, формируются представления о большем и меньшем множестве, равномощных и не равномощных совокупностях (красных кружков больше, чем синих, а затем процесс сравнения двух групп объектов возможен, в умственном плане, на основе количественного сравнения с помощью чисел (красных и синих кружков поровну - их по три). Для правильного восприятия количественных и пространственных характеристик у ребенка среднего возраста необходимо формировать навыки операции анализа, которые позволят проводить правильную оценку рассматриваемого явления и выделять его основные признаки [7].

Таким образом, изучив теоретическую значимость и взгляды педагогов, мы пришли к выводу что, только соблюдая все принципы в своей работе, воспитатель может добиться высоких результатов формирования математических представлений у детей 4-5 лет.

Публикации по теме:

Игры с цифрами для формирования математических представленийИгры с цифрами для формирования математических представлений Существуют очень много настольных игр для формирования математических представлений. Игра, которую представлю вашему вниманию, способствует,.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Использование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представленийИспользование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представлений Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представленийМноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представлений Вот такой ежик из фетра не только развивает мелкую моторику у воспитанников, но с его помощью можно освоить элементарные математические.

Развивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представленийРазвивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представлений Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования математических представлений у детей 4–5 лет
Опубликовано: 23 октября 2023 в 08:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования математических представлений у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Макарова (УИ 2465117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД