Получи документы

Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ирина Горяинова
Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В настоящее время возрастает число детей дошкольного возраста с нарушениями речи, среди которых большую категорию составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Включение таких детей в практику инклюзивного образования заставляет педагогов и дефектологов искать новые формы и средства коррекции их речевого развития. И опорой здесь, безусловно, должны служить разработки ученых-дефектологов и практиков-логопедов.

Публикация «Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

При общем недоразвитии речи у ребенка нарушены все компоненты речевой системы. Исследованиями особенностей дизонтогенеза речи при ОНР занимались Г. В. Чиркина, Р. Е. Левина, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и другие. Они отмечали значимость формирования всех компонентов устной речи для последующего успешного овладения письменной речью, социализации и адаптации ребенка в коллективе сверстников. Важное место в процессе формирования речи занимает словарь, в частности глагольный. Его обогащение и накопление начинается достаточно рано, и уже к концу второго года жизни словарь включает в себя 250-300 слов различных частей речи. В исследованиях Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой указано, что к полутора годам у ребенка насчитывается приблизительно 100 слов, к двум годам – около 400 слов, в три года – чуть более 1 тысячи, в четыре – 1,5 тысячи и к пяти годам составляет более 2 тысяч слов [4].

В работах А. Н. Гвоздева отмечается, что к четырехлетнему возрасту словарь ребенка состоит на 50,2% из имен существительных, 27,4% глаголов, 11,8% имен прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2 % союзов и 0,9% предлогов, междометий и частиц. В речи ребенка существительные появляются одновременно с глаголами, но накопление словаря существительных проходит быстрее. Это свидетельствует о том, что процесс накопления и расширения глагольного словаря более трудный и требует больше времени [3].

При общем недоразвитии речи этот процесс еще более длительный и специфический. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Р. И. Лалаева указывали, что у детей с ОНР в зависимости от уровня недоразвития речи возникают трудности словообразования и словоизменения глаголов, что сказывается в обеднении речи детей, невозможности использования необходимых языковых средств. По мнению исследователей, особенности глагольного словаря у дошкольников ОНР выражается в следующем:

• в бедности (ограниченность) глагольного словаря, в ошибочном использовании слов, что искажает смысл высказываний;

• в преимущественном употреблении глаголов бытового значения;

• в заменах глаголов жестами для выражения смысла слов (объяснения);

• в трудностях при изменении глаголов по родам и числам;

• в отсутствии или недостаточном понимании изменения значений глаголов, выражаемых приставками (префиксами) или / и суффиксами (постфиксами);

• в трудностях при различении и понимании форм глаголов совершенного и несовершенного вида, единственного и множественного чисел [5].

Все это впоследствии приводит к трудностям при составлении описательных и повествовательных рассказов и пересказов. Причем, как отмечают исследователи, независимо от уровня речевого развития у детей с ОНР пассивный глагольный словарь сформирован лучше, чем активный.

Ребенок с I уровнем ОНР не дифференцирует обозначения действий, слова-глаголы заменяет жестами, звукоподражаниями, аморфными слова-корнями.

На II уровне появляются начальные элементы общеупотребительной речи, пассивный глагольный словарь отстает от возрастной нормы, отмечаются трудности в использовании словаря предметов и действий.

III уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи, пассивный глагольный словарь начинает приближаться к возрастной норме, однако в активной речи сохраняется его ограничение, характерными являются также стойкие аграмматизмы [3].

Вышеперечисленные особенности глагольного словаря у детей с ОНР необходимо учитывать при организации коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзивного обучения. Воспитателям общеразвивающих групп можно рекомендовать опираться на разработки Г. А. Волковой, которая рекомендовала делить глагольную картотеку по следующим разделам:

• бытовые глаголы ( используемые ребенком каждодневно: например, просыпаться, кушать, играть и др.);

глаголы, обозначающие движения и крики животных и птиц (например, поёт, лает, ползёт и др.);

глаголы движения (например, бегать, прыгать, ходить и др.);

глаголы, выражающие чувства и эмоциональное состояние людей (например, улыбаться, веселиться, плакать, грустить и др.);

глаголы, являющиеся составляющей профессиональной деятельности (например, лечит, учит, шьёт и др.);

глаголы, обозначающие процессы и явления, происходящие в природе (например, вечереет, темнеет, светлеет и др.) [2].

При организации работы над глагольной лексикой необходимо помнить, что дети с общим недоразвитием речи не имеют возможности стать на онтогенетический пусть развития речи, который присущ детям с нормальным речевым развитием. Для преодоления общего недоразвития речи необходима правильно организованная коррекционно-развивающая работа, которая строится с учетом возраста ребенка, уровня речевого развития и условий его обучения и воспитания. Перед педагогами, работающими с детьми с ОНР в условиях инклюзивного образования, в полной мере стоят задачи формирования речевых средств, необходимых для речевого развития ребенка в процессе общения, обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Воробьёва В. К. Ошибки в использовании глаголов детьми с ОНР // Дефектология. – № 2. – 1967.

2. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : Учебно-методическое пособие / Под редакцией Волосовец Т. В. – М. : В. Секачев, 2007. — 224 с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб. : Союз, 2001. – 160с.

5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М. : АльянС, 2013. – 367 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 16:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Горяинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД