Галина Киврина
Особенности формирования фонематических функций у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования фонематических функций у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Киврина Галина Валерьевна
воспитатель детей дошкольного возраста
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Красная шапочка»
г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Аннотация: В статье представлены результаты исследования фонематических функций у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, описаны особенности формирования фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений у детей данной категории в процессе коррекционно-развивающей работы.
Публикация «Особенности формирования фонематических функций у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематические функции, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический синтез, фонематический анализ, фонематическое представление, методика исследования, коррекционно-развивающая работа.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи [5, С. 317].
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова [5, С. 604].
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [5, С. 604].
Фонематический анализ – это мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам [5, С. 602].
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое (слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова) [5, С. 602].
Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе слухо-произносительных представлений [1, С. 7].
В настоящее время стремительно возрастает количество детей с речевыми патологиями. У многих из них оказываются нарушенными все компоненты речи – это дети с общим недоразвитием речи.
Формирование речи является одним из важнейших этапов развития человека. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливает ориентиры для речевого развития дошкольников.
Важным является положение ФГОС ДО от 17.10.2013 N 1155, согласно которому речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [5].
Общее недоразвитие речи, как сложная речевая патология изучается в теоретических, а так же в практических аспектах в отечественной литературе Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Е. В. Новиков, Г. В. Чиркина, Чевелевой Н. А, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева и другие [4, 6, 7, 9]. В исследованиях указанных авторов особое внимание уделяется нарушениям в формировании фонематических функций (фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений) в структуре общего речевого недоразвития, поскольку недостаточный уровень развития фонематических функций в старшем дошкольном возрасте создает предпосылки к трудностям овладения грамотой в начальной школе.
Дети с нарушениями в развитии фонематических процессов, поступающие в школу, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. Все недостатки фонематических процессов важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дисграфия и дислексия.
Изучение особенностей нарушений фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи и разработка коррекционно-развивающей работы является актуальной проблемой в теории и практике сопровождения детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации.
Учитывая значимость формирования фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи до начала школьного обучения, нами было организовано исследование состояния фонематических функций у воспитанников МАДОУ «Красная шапочка» № 20 г. Южно-Сахалинска. В группу исследования вошли 8 детей 6 – 7 лет с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня», получающих логопедическую помощь в условиях логопедического пункта.
Методика исследования фонематических функций у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня была составлена нами с опорой на методические разработки таких авторов, как T.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. И. Дьякова, Н. А. Чевелева, Г. A. Волкова, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко [1, 2, 3, 4, 6, 7, 9].
Методика исследования включает 4 серии диагностических заданий:
Серия 1. Исследование фонематического восприятия
Задание 1.1 «Поймай звук» – выделение заданного звука из ряда звуков.
Задание 1.2 «Покажи картинку» – различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу. Такого рода задания направлены на изучение восприятия слов, похожих по звучанию.
Задание 1.3 «Повтори, как я скажу» – запоминание слоговых рядов, состоящих из 3 – 4 элементов (с изменением гласного, с изменением согласного).
Задание 1.4 «Внимательные ушки» – выявление особенностей сформированности фонематического восприятия.
Задание 1.5 «Найди ошибку» – различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разных по смыслу.
Серия 2. Исследование способности к фонематическому анализу.
Задание 2.1 «Определение количества звуков в слове и их последовательности».
Задание 2.2 «Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков».
Задание 2.3 «Отобрать картинки, в названии которых 4 – 5 звуков».
Задание 2.4 «Вставить пропущенные буквы в слова».
Задание 2.5 «Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте».
Серия 3. Исследование способности к фонематическому синтезу.
Задание 3.1 «Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков».
Задание 3.2 «Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук».
Задание 3.3 «Соедини звуки».
Задание 3.4 «Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки».
Задание 3.5 «Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово».
Серия 4 Исследование сформированности фонематических представлений.
Задание 4.1 «Выбрать из набора картинок те, в которых есть звук «С».
Задание 4.2 «Разложить картинки на две группы: в одну сторону картинки, в названии которых есть звук «С», в другую со звуком «З».
Задание 4.3 «Вспомнить слова со звуком «С»
Задание 4.4 «Вспомнить слова, в котором звук «С» первый по счету».
Выполнение ребенком каждого диагностического задания оценивалось в баллах: за правильные ответы ребенок получал 1 бал, если допускал не более 3-х ошибок – 0,5 балла, если ребенок допускал более 3-х ошибок – 0 баллов.
На основании суммирования баллов за все диагностические задания вычислялся уровень сформированности фонематических функций у каждого ребенка с ОНР III уровня. Баллы распределялись следующим образом: 15-21 баллов – высокий уровень сформированности фонематических функций, 7-14,5 баллов – средний уровень сформированности фонематических функций и 0-6,5 баллов – низкий уровень сформированности фонематических функций.
Таким образом, проведенный анализ результатов выполнения детьми группы исследования диагностических заданий позволил распределить их с учетом уровня формирования фонематических функций.
Средний уровень сформированности фонематических функций был выявлен у 4 (50%) детей с ОНР III уровня.
Низкий уровень сформированности фонематических функций был выявлен у 4 (50%) детей с ОНР III уровня.
Дети в процессе выполнения тех или иных заданий испытывали трудности, допускали большое количество ошибок. Ни одному ребенку не удалось выполнить правильно и точно все задания.
Наиболее значительные затруднения вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах (дети пропускали элементы слога, слова, содержащие данный звук, или выделяли элемент, не содержащий данный звук).
Частично дети выполнили задания на воспроизведение рядов из двух слогов с согласными, оппозиционными по твердости/мягкости, по месту и по способу образования. Воспроизведение рядов слогов с согласными, оппозиционными по звонкости/глухости, вызвало затруднения у большинства детей.
Анализируя все полученные данные, можно описать особенности развития различных фонематических функций у детей группы исследования.
При исследовании фонематического восприятия наиболее сложными для детей группы исследования оказались задания 1.3 «Повтори как я скажу» и
1.5 «Найди ошибку». В обозначенных заданиях дети допускали следующие ошибки: «та-да-та», как «да-да», или «га-ка-га, как «га-га-га». «У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб. У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп».
При выполнении заданий на исследование фонематического анализа для детей группы исследования наиболее сложном оказалось задание 2.5 «Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте» : шуба, уши, кошка.
При исследовании фонематического синтеза для детей оказались сложными задания 3.4 «Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки» : сам, нос, рама, кошка, шуба, стол, волк и 3.5 «Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слова» : па-пар, па-парк. С этими заданиями из детей никто не справился.
При исследовании фонематического представления наиболее сложным для детей группы исследования оказалось задание 4.2 «Разложить картинки на две группы» : в одну сторону картинки в названии которых есть звук «С», а в другую со звуком «З».
С опорой на данные, полученные в процессе исследования сформированности фонематических функций и рекомендации следующих авторов: T.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Н. И. Дьякова [2, 6, 7, 8], нами был разработан курс подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, направленный на формирование фонематических функций у детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Работа по формированию фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи осуществляется совместно логопедом и воспитателем.
Курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на один учебный год. Продолжительность одного подгруппового занятия составляла 25-30 минут. Формирование фонематических функций у детей с ОНР III уровня реализует логопед, а воспитатель закрепляет сформированные логопедом навыки в процессе проведения коррекционно-развивающих игр и упражнений.
Содержание коррекционно-развивающей работы было распределено на три этапа.
На I этапе – подготовительном, который включает 6 занятий, работа направлена на развитие слухового внимания и памяти.
На данном этапе у детей формируются следующие умения и навыки:
- узнавание и различение неречевых звуков окружающего мира;
- различение неречевые звуки;
- слуховое внимание, слуховую память, речь (работа продолжается на следующих этапах);
- определение направление звука, умение воспроизводить их последовательность;
- фонематический слух (продолжается на следующих этапах);
- дифференциация звукоподражания;
- артикуляционная и общая моторика, мелкую моторика пальцев рук (работа продолжается на следующих этапах);
- воспроизведение ритм (изолированные удары, серия простых ударов).
С целью совершенствования узнавания неречевых звуков используются такие игры как: «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто кричит?», «Кто смеется?», «Слушаем тишину?», «Угадай, что звучало?», «Ритмические рисунки», «Скажи, что ты слышишь?», «В мире звуков», «Скажи, что звучит?», «Найди пару», «Поставь по порядку», «Угадай, кто кричит», «Тихо-громко!», «Дятел», «Прохлопай, как я», «Иди-беги», «Найди пару» «Солнце или дождик». «Продавец и покупатель», «Кукушка и часы».
Приведем пример игры «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5, картинки с изображением этих инструментов).
Описание игры: Воспитатель показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.
Развитие речевого слуха. На этом этапе у детей формируются следующие умения и навыки:
- дифференциация речевых звуков и слов по тембру, силе высоте голоса;
- речевое внимание;
- различение слова по звуковому составу;
- фонематический слух;
- слуховое внимание, слуховую память, речь;
- артикуляционная и общая моторика, мелкая моторика пальцев рук.
С целью развития речевого слуха используются следующие игры как: «Угадай, чей голос?», «Большой, средний, маленький», «АХ, ОХ и УХ», «Улиточка», «Угадай, кто позвал», «Слушай и выполняй».
Приведем пример игры «Угадай, кто позвал»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.
На II этапе – Основной, который включает 22 занятия, работа была направлена на дифференциацию слов близких по звуковому составу слова.
На этом этапе у детей формируют следующие умения и навыки:
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слов, близких по звучанию;
- дифференциация слогов;
- дифференциация звуков.
Предлагались следующие игры: «Красный – зелёный», «Внимательные ушки», «Рифмочки и рифмушки», «Какое слово лишнее?», «Самое короткое слово», «Самое длинное слово», «Играем в рифмы», «Добрый слон», «Подарки», «Мы играем-рифмы подбираем», «Запомни слова», «Запретное слово», «Назови по порядку слоги», «Флажки», «Эхо», «Какой слог лишний?», «А ну-ка, догадайся!», «Назови по порядку слоги», «Флажки», «Эхо», «Какой слог лишний?», «А ну-ка, догадайся!».
Приведем пример игры «Запретное слово»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч.
На III этапе – заключительный, который включал 8 занятий, работа была направлена на развитие простых и сложных фонематического анализа, развитие фонематического синтеза и развитие фонематических представлений.
На данном этапе у детей формируются следующие умения и навыки:
- определение количества слогов в слове;
- выделение первый и последний звук в слове;
- выделение звук на фоне слова;
- определение наличия звука в слове;
- определение места звука в слове;
- определение количества звуков в словах;
- синтез звуков слова, в слоге, в звукосочетаниях;
- фонематические представления;
- умение подбирать слова начинающий на заданный звук.
Предлагались следующие упражнения и игры: «Отбей слоги мячом», «Прошагаем слово», «Отхлопаем слова» (аналогичные, «Паровоз и вагончики», «Кто в каком вагоне поедет?», «Гусеница», «Отгадай слово по первым буквам», «Цепочка слов», «Цветные тарелочки», «Узнай слово», «Звуковое лото», «Кто в домике живёт», «В каком вагоне едет Звук?», «Застегни пуговицу на рубашке», «Клумба».
Приведем пример игры «Кто в каком вагоне поедет?»
Цель: развивать у детей основные мыслительные операции синтеза и анализа.
Оборудование: паровоз с вагонами (3-4, картинки с изображением различных животных, сказочных персонажей, схемы звукового анализа к ним, схемы деления слов на слоги.
Вариант 1 Игра по типу «Подбери картинку-слово к схеме»
Правила игры: В каждом вагоне на крыше в кармашек вставляется схема звукового анализа слова. Схемы разные. Детям предлагается посмотреть на схемы и определить, какая картинка (слово) подходит для данной схемы. Дети берут картинки с изображением различных животных, сказочных героев и вставляют их в кармашки напротив каждой схемы.
Вариант 2 Игра по типу «Сколько слогов в слове»
Правила игры: В каждом вагоне на крыше в кармашек вставляется схема деления слов на слоги. Детям предлагается посмотреть на свои картинки и определить, сколько в слове слогов? В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети берут картинки и помещают их в нужный вагон.
Таким образом, описанная коррекционно-развивающая работа способствует формированию умения различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, умения осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, умения последовательно выделять звуки из состава слова, умения самостоятельно определять его звуковые элементы.
Список литературы
1. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб. : Вектор, 2013. – 184 с.
2. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. — М. : ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. / В. В. Коноваленко., С. В. Коноваленко Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М. : «Гном-Пресс», 2000. – 52 с.
4. Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина. - М. : Академия, 2001. – 106 с.
5. Логопедия. Теория и практика / под ред. д. п. н. профессора Филичевой Т. Б. ] – Москва : Эксмо, 2017. – 608 с.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. Допуск из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
7. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие [Электронный ресурс] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 224 с. // «Разум» - электронно – библиотечная система. - режим доступа: https://www.razym.ru/semiyahobbi/detiv/ 252531-filicheva-t-b-chirkina-g-v-ustranenie-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-prakticheskoe-posobie.html (дата обращения 12.12.2020)
8. Филичева Т. Б. Логопедия / Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: У-Фактор, 2015. – 215 с.
9. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989.—223 с.
10. Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи / Г. В. Чиркина // Методы обследования нарушений речи у детей. – М. : Академия, 2001. – С. 37-42.