Алена Муравьева
Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
2.2 Особенности работы воспитателя детей дошкольного возраста
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.
Публикация «Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста, Часть 3» размещена в разделах
Социальная значимость профессии в обществе. жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Массовость и уникальность профессии. Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации дошкольного и младшего школьного воспитания. Среди личностных качеств, наиболее развитыми должны быть внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Риски профессии. Положительные стороны профессии заключены в непосредственном общении с детьми. Профессия воспитателя прекрасно подходит женщинам, что ярко отражает статистика, однако досадным остаётся недостаток мужского воспитания к детям дошкольного и младшего школьного возрастов, причина которого кроется в невысокой материальной прибыли данной профессии.
Воспитатель детей дошкольного возраста занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, представлению об окружающем мире. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей : игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7: 30 до 14:00, другой с 14: 00 до 19:30, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер). Рабочие места есть в государственных детских дошкольных образовательных учреждениях, развивающих центрах, негосударственных частных детских садах, домах творчества, семьи.
Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их познавательную деятельность.
Воспитатель детей дошкольного возраста должен иметь такие личностные качества как: внимательность, ответственность, отзывчивость, тактичность, общительность, терпеливость, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Важна общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.
Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения. Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.
В своей деятельности воспитатель детей дошкольного возраста руководствуется :
законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;
методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;
уставом учреждения;
приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);
правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
должностной инструкцией.
Воспитатель дошкольного учреждения должен знать:
нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;
педагогику и методику дошкольного воспитания;
детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;
основы дефектологии, детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);
достижения педагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;
правила охраны жизни и здоровья детей;
основы доврачебной помощи;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Во время отсутствия воспитателя детей дошкольного возраста его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.
На воспитателя детей дошкольного возраста возлагаются следующие функции:
Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.
Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.
Приобщение детей к национальной культуре и традициям.
Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан :
Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Организовывать выполнение детьми режима дня.
Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.
Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.
Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.
Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.
Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.
Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.
Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.
Краткие выводы по второй главе
Дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы правовых документов по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.
Воспитатель детей дошкольного возраста ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего.
Современные дети более активные, подвижные, информированные, не похожие друг на друга. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть : активным, способным к изменениям, внимательным, компетентным.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что воспитатель детского сада должен научить ребенка основным принципам окружающего мира, его личность должна отличаться завидной безупречностью. Образованность и эрудиция помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Терпение, усидчивость, требовательность и творческий подход — это те качества, которые способствуют достижению лучшего результата и при этом закрепляют положительный образ воспитателя в сознании ребенка.