Светлана Бодунова
Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме
▼ Скачать + Заказать документы
Конституционно-психологические особенности адаптации и здоровья детей, находящихся на воспитании в ОГКОУ Шуйского детского дома.
Публикация «Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Адаптации детей, находящихся на воспитании в детском доме, присуща особая специфика. Её суть заключается в том, что дети лишены опеки и внимания со стороны родителей. Кроме того, это, чаще всего, дети родителей, которые тоже были дезадаптированы в детском возрасте и не смогли достичь достаточного уровня социально психологической адаптации во время взрослой жизни. Поэтому воспитанники детских домов, в определённом смысле, «потомственно дезадаптированные» дети. Уровень их адаптационного стресса значительно выше того, который может проявляться у детей с признаками напряжения или нарушения адаптации, живущих с родителями. Следует учитывать также и то обстоятельство, что дети поступают в детский дом часто в раннем возрасте. Следовательно, лишение их контакта с родителями будет наносить ребёнку гораздо больший урон, чем старшим детям. Нарушение естественных условий адаптации приводит к деформации самого фундамента личности ребёнка. В ряде случаев ребёнок поступает в детский дом, не имея почти никаких качеств социализации – не умеет играть с игрушками, спать на постели, говорить и общаться с окружающими.
Социальная компенсация воспитания детей, не получивших его от своих родителей, достаточно быстро формирует в условиях детского дома социальные навыки у детей, но не может в полной мере компенсировать потребности в эмоциональной поддержке и любви, которые способна дать гармоничная семья.
Дошкольники, воспитывающиеся в ОГКОУ Шуйском детском доме, чаще всего проявляют такие признаки дезадаптации, как негативно-поведенческие реакции (страх, агрессия, заторможенность, ограничение социальных контактов, гиперактивность и т. п.). Большинство поступающих в детский дом детей выявляют признаки задержки психомоторного развития. В ряде случает отмечалось, что маленькие дети часто могут находиться в одной позе, отказываясь от двигательной активности.
Статистические данные показывают, что процент дезадаптированных детей выше в семьях, где пьёт отец. К пьющей матери дети относятся сочувственно и на будущую адаптацию ребёнка этот фактор влияет меньше. Весьма типично то, что в биологической семье ребёнка, находящегося на воспитании в детском доме, чаще оба родителя злоупотребляют алкоголем.
При изучении медицинских карт детей прослеживаются признаки неблагополучия биологической составляющей из здоровья. Практически все дети, поступающие на воспитание в детский дом, имеют диагнозы, указывающие на органическое поражение ЦНС – резидуальная энцефалопатия, асфиксия в родах, ММД и др.
По результатам психологической диагностики, проведенной в ОГКОУ Шуйского детского дома, мы получили цифры свидетельствующие о том, что количество дезадаптированных детей (4-7 лет) от общего числа (37 детей) соответствует 48%, признаки напряжения адаптации установлены у 41% детей, удельный вес воспитанников с достаточным уровнем адаптации – 11%.
Путём оценки комплекса морфологических и психологических показателей, мы определили тип психосоматической конституции детей : общее количество детей с экстравертированным типом конституции составило 28%; центровертов – 72%, интровертов – 0%.
Показатель дезадаптации в группе детей экстравертов выше, чем у центровертов на 13%. В группе экстравертов число часто болеющих детей также выше, чем у центровертов на 13,5%. Их вес при рождении по сравнению с центровертами снижен (от 2040 кг до 2680 кг, у них чаще отмечается низкий рост (28%).
В ряде случаев у детей экстравертов рождение проходило через «Кесарево сечение», у многих детей этой подгруппы регистрировалось при рождении тяжёлое неврологическое послеродовое состояние. Преобладание экстравертированного типа психики у детей с органическими поражениями ЦНС, по-видимому, свидетельствует о низком уровне функционирования самого чувствительного к неблагоприятным факторам отдела нервной системы – коры головного мозга.
В двигательной сфере у экстравертов показатели координации движений ниже, чем у центровертов на 20%. Эти дети импульсивны, темп их деятельности ускорен, качество выполнения заданий их мало беспокоит.
Существенных интеллектуальных различий в группах экстра- и центровертов мы не обнаружили.
Исследование показало, что в группе экстравертов адаптировано 14% детей, дезадаптировано – 57%, имеют напряжённый характер адаптации – 29% детей. В группе центровертов адаптировано 28%, напряжённая адаптация зафиксирована у 44%, дезадаптировано 28% детей.
В двигательной сфере в группе экстравертов отмечен удовлетворительный уровень навыков у 58% детей, низкий – в 42% случаев. В группе центровертов – удовлетворительный уровень 78% детей, низкий – в 22% случаев.
В течение года в нашем дошкольном учреждении около 80% детей усыновляются, отдаются под опеку или возвращаются биологическим родителям. Ежегодное обновление контингента детей в связи с усыновлением и достижением школьного возраста составляет так же около 80%. Проследить и измерить адаптацию возможно не у каждого ребёнка. Получая фотографии и письма от усыновителей и опекунов, мы можем по внешним признакам предположить, что адаптация наших воспитанников протекает удовлетворительно.
Несмотря на серьёзные биологические, социальные и психологические препятствия для эффективной адаптации ребёнка поступившего на воспитание в детский дом, считать его жизненную перспективу однозначно негативной не верно. Задача взрослого человека, педагога, психолога – завести механизм устойчивой и позитивной социально-психологической адаптации, помочь почувствовать любовь и защищённость, научиться доверять, проявлять внутреннюю активность. Каждый человек стремится к реализации заложенного потенциала. У ребёнка есть потребность в любви и признании. Радость и удовольствие – вот те стимулы, которые помогают ребёнку быть успешным. От того, как педагоги и психологи детских социальных учреждений помогут ребёнку сформировать успешную модель его социально-психологической адаптации будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.