Вера Фролова
Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие это: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Для детей с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности:
Публикация «Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
наблюдается низкий уровень развития восприятия;
недостаточно сформированы пространственные представления;
нарушено конструктивное мышление;
наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;
наблюдаются отклонения в развитии памяти;
характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
наблюдается особенности и незрелость эмоционально-волевой сферы;
игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием;
выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;
нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта.
Познавательно-речевое развитие детей с ЗПР имеет свои особенности. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходится на недостаточность познавательных процессов. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Одни из них практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи.
Таким образом, познавательно-речевое развитие является важнейшим направлением в детском саду для детей с ЗПР, так как эти дети в первую очередь характеризуются снижением познавательной активности.
Наблюдения за детьми с ЗПР и НПР позволило сделать вывод о том, что вовремя проектной деятельности, осуществляемой воспитателями, и совместной игре всех детей комбинированной группы дети с ЗПР испытывают трудности в понимании окружающей действительности, природы и природных явлений, свойств материалов и т. д. Дети с ЗПР сложнее адаптируются в коллективе сверстников с нормой психического развития.
А так же пролонгированное исследование качества усвоения программного материала детьми с ЗПР в рамках традиционной технологии побудило нас искать новые образовательные пути и выявило актуальность данной проблемы.
Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов, на наш взгляд, является сочетание специально организованных наблюдений и практических действий, позволяющие формировать у детей умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
В связи с этим можно говорить о специфики организации экспериментирования с детьми с ЗПР.
Часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, а также в свободной деятельности, строится на основе опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, в процессе которой дети знакомятся с предметами, явлениями и их свойствами.
Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, используются: проведение экспериментов и практических действий с природными явлениями, с различными предметами, наглядные и аудиовизуальные средства (реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, мультимедийные презентации, звукозаписи).
Цель опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.
Задачи опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности обязательно должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов. Они ставятся в зависимости от определенной темы, но можно выделить основные положения:
формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
развитие навыков коммуникативного общения;
формирование способности к построению связных высказываний, развитие монологической речи;
обучение сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;
создание условий помогающих детям раскрыть свои исследовательские возможности.
Мы считаем, что целесообразно выстраивать коррекционную работу с детьми с ЗПР с опорой на более сформированные перцептивные действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.
В процессе коррекционных занятий с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности происходит стимулирование речевой и познавательной активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи, навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, расширение активного словаря прилагательных, глаголов, антонимов.
НОД с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, проводимая в нашем детском саду с детьми с ЗПР, имеют свою специфику и направлена на преодоление речевого недоразвития, ее семантической стороны, а также на развитие сенсорных навыков ребенка.
Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов.
Дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.
Также отрабатываются различные модели синтаксических конструкций, дети тренируются в словообразовании и словоизменении, целенаправленно формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь. Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного.
В разделе «Ознакомление с окружающим миром», почти к каждой запланированной теме подобрана опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность. Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельностью, происходить в сюжетно - ролевой игре, а также в групповой проектной деятельности, организуемой в свободное время воспитателями, что помогает улучшить инклюзивные процессы в детском коллективе. После данной работы дети с ЗПР более активно включаются в экспериментирование, проводимое со всей комбинированной группой.
Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.
Благодаря, созданию в детском саду единого тематического планирования в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи» с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с ЗПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие, мотивацией к познавательной активности. Поэтому все, о чем мы рассказали, помогает детям с ЗПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей с НПР.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.