МААМ-картинки

Основы управления методическим сопровождением педагогов в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности (4 фото)

ольга дроботенко
Основы управления методическим сопровождением педагогов в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

«Основы управления методическим сопровождением педагогов в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников»

Подготовил: старший воспитатель высшей кв. категории О. П. Дроботенко

«Всякое настоящее образование

добывается только путём самообразования»

Эдмунд Берк

(Англо-ирландский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения)

Публикация «Основы управления методическим сопровождением педагогов в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности» размещена в разделах

Цель: совершенствование профессиональных компетенций воспитателей дошкольных групп МКОУ Октябрьской СОШ в области формирования предпосылок функциональной грамотности.

Задачи:

1. Создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

3. Обновить программно-методическое содержание, материально-технические условия.

Участники: воспитатели и специалисты

Результат: освоение педагогами понятия «функциональная грамотность», особенностями ее формирования на уровне дошкольного образования, повышение качества образовательного процесса.

А сейчас, поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем более подробно раскрыть данную тему в нашей совместной плодотворной работе.

Сейчас много говорят о понятии «функциональная грамотность педагога». О чем идет речь? Как понять, что педагог ей владеет, а если не владеет, то как это отражается на детях?

«Функционально грамотный человек» - это человек, который способен использовать всё постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А. А. Леонтьев

Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию?

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. И от педагога сейчас просят, не столько владеть самим, сколько научить функциональной грамотности своих воспитанников.

Подготовить человека нового времени, готового жить в других реалиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вектор современного образования смещается от “пересказывания прошлого” к инновационному обучению, ориентированному на будущее.

Как педагог может это реализовать?

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.

То есть владение функциональной грамотностью сегодня – это не просто норма, но и обязанность педагога.

Важной особенностью современного педагога является ориентация на компетентностный подход.

Компетентностный подход представляет собой единую систему определения целей, отбора содержания, оценивания результатов организационного и технологического обеспечения образовательного процесса. Компетентностный подход перемещает акцент с усвоения знаний на умение решать задачи, справляться с проблемами на основе получения собственного опыта. Центром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Чтобы происходило формирование функциональной грамотности педагога, он должен иметь такие компетенции, как:

1. Профессиональная компетентность

1.1. Профессионально значимые личностные качества педагога

1. Общая культура педагога.

2. Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности).

3. Уровень профессиональной самооценки.

4. Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ребёнку, его проблемам)

5. Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию)

6. Умение продемонстрировать свои достижения в форме мастер-класса, самопрезентации, выступления, участия в конкурсах профессионального мастерства.

7. Умение формировать мотивацию у детей к развитию познавательных интересов.

1.2. Постановка целей и задач педагогической деятельности:

1. Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

2. Умение планировать воспитательную работу.

1.3. Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии

1. Уметь организовывать и поддерживать разнообразные виды деятельности детей, ориентируясь на их личность

2. Организовывать исследовательскую, самостоятельную работу детей.

3. Применять в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения

4. Уметь организовывать свою проектную деятельность.

5. Уметь разрабатывать рабочую программу

1.4. Осуществление оценочно-ценностной рефлексии

1. Умение оценивать результаты воспитанников: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владения методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

2. Умение оценить результаты своей деятельности.

3. Умение анализировать уровень воспитанности детей, проводить диагностику нравственных качеств

2. Коммуникативную компетентность

Умение вырабатывать тактику и технику взаимодействия с детьми, родителями, другими педагогами. Организация их совместной деятельности для достижения определённых социально-значимых целей и задач. То есть:

1. Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях.

2. Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместная деятельность родителей и воспитанников.

Способность представлять результаты своей работы и обществу, выбирать наиболее подходящие формы и методы демонстрации.

3. Информационную компетентность

Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем.

То есть:

- умение работать с информационными источниками,

- Умение работать с научной, методической и учебной литературой,

-Умение адаптировать получаемую новую информацию для дошкольников различного статуса и возраста,

-Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий.

Использование компьютерных и мультимедийных технологий

-Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности.

Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный WEB-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии)

4. Правовую компетентность

Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов, а также локальных актов и иной документации для решения соответствующих задач. То есть:

1. Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требование к структуре и содержанию образовательных программ, соответствующие Концепции развития детей.

2. Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса.

В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя, автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

В помощь педагогу, для его профессионального роста, используются следующие потенциальные образовательные ресурсы:

1. внешние образовательные ресурсы:

- аттестация, участие в профессиональных, творческих конкурсах, семинары, олимпиады, работа в творческих группах, вебинары, видеоуроки, сетевое взаимодействие, участие в экспертных комиссиях, стажировка, экспериментальная деятельность.

2. внутренние ресурсы:

- педсоветы, семинары, консультации, участие в работе ДМО, ММО, взаимопосещение занятий;

- самообразование педагога: методическая тема, изучение педтехнологий, интернет-ресурса, электронное портфолио;

- взаимообучение: открытые занятия, мастер-классы, мастерские, публикации, диссеминация опыта (Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.)

Большое развивающее значение имеет взаимообучение.

Ян Амос Каменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам». Глупо стоять на месте, надо двигаться вперед. Это единственно верный путь педагога, стремящегося к развитию и, следовательно, к прогрессу.»

Педагог не только учится сам, но и готов к презентации результатов педагогической деятельности.

Таким образом, повышение уровня профессиональной компетентности педагога прямо пропорционально формированию функциональной грамотности, вследствие чего выполняется условие повышения качества образования.

Через работу над функциональной грамотностью педагог вырабатывает умение использовать имеющуюся информацию на практике и справляться с возможными трудностями. Её основой является реальная человеческая грамотность и широта знаний о мире. Она способствует независимому мышлению и выработке собственного взгляда на происходящее.

Без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.

В области формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста (на примере естествознания) в соответствии с ФГОС ДО в наших дошкольных группах МКОУ Октябрьской СОШ применяются наиболее эффективные для дошкольного возраста методы и приемы т. е. всё, что можно наглядно демонстрировать детям в ходе наблюдений, опытов и экспериментов.

В наших дошкольных группах воспитатели для формирования элементарных естественнонаучных представлений организовали мини-лаборатории в подготовительной группе, уголок экспериментирования в средней группе, уголок наблюдения в младшей группе в хорошо освещенном месте.

Уголки для развития элементарных естественнонаучных представлений содержат различные материалы для исследований, которые постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.

Для успешной реализации поставленных задач, осуществляется тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.

Оформляем для них информационные стенды, создаём буклеты, разрабатываю памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково-исследовательской активности детей.

Стараемся привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Все педагоги дошкольных групп постоянно повышают квалификацию, чтобы идти в ногу со временем.

Своё выступление хочу закончить высказыванием:

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Иоганна Генриха Песталоцци

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста!

Спасибо за внимание!

Памятка для педагогов.

[b]Что нужно поменять педагогам ДОО в работе?[/b]

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы. Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). (Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. Создавать образовательные «проблемные ситуации»).

4. В доступной форме представить основные положения проекта. Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования.

Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ (Не бояться пробовать.)

Основы управления методическим сопровождением педагогов в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности
Фото №1 Основы управления Фото №2 Способствовать развитию профессионально творческой активности раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы Фото №3 Обновить программно методическое содержание материально технические условия

Литература:

1. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями.

5. Указ президента Российской Федерации от 21.07. 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы управления методическим сопровождением педагогов в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 06:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы управления методическим сопровождением педагогов в процессе формирования предпосылок функциональной грамотности» (включая файлы) размещена пользователем ольга дроботенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД