Приложение МААМ

Основы, начала воспитания

Виктория Кондратюк
Основы, начала воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Цитаты

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Основы начала воспитания.

Публикация «Основы, начала воспитания» размещена в разделах

Термин «воспитание» применяется в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле воспитание означает осуществляющийся с помощью некоей совокупности методов процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитателя (выражаясь научным языком, субъекта воспитательного процесса) с целью передачи, привития ему определённой системы представлений, понятий, норм. Данное воспитание мы более или менее последовательно проводим по отношению к своим собственным детям, пытаясь добиться достижений своих – порой весьма расплывчатых – педагогических целей.

Но есть ещё и другое понимание воспитания в широком смысле этого термина: воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе и отношений семейных, которые как бы задают тон всему этому воспитанию в широком смысле. И об этой педагогике семейных отношений вы никогда не должны забывать, даже применяя самые современные и наиэффективнейшие приёмы воспитания, ибо их, «узкий смысл» ничто по сравнению с могучей силой воспитания отношениями и взаимоотношениями, включением в них ребёнка.

Точно также вы – в первом приближении – достаточно легко сможете ответить на вопрос, кто именно осуществляет воспитание. Ну конечно же, во – первых, вы, родители, а точнее – семья; далее – детские учреждения: ясли и сады, а с наступлением школьного возраста – школа и школьный коллектив, сообщество сверстников. Всё это обозначается в психологии и педагогики единым термином – институты воспитания. Роль их в процессе превращения ребёнка в личность и гражданина не одинакова, и, как вы уже знаете, более совершенного института воспитания, чем семья, человечество пока не придумало. Но роль эта с взрослением ребёнка меняется семья полностью определяет его формирование вплоть до наступления школьного возраста (хотя ей активно помогают в этом детские учреждения, но затем в процесс воспитания властно вмешивается школа, увы, частенько только для того, чтобы более или менее успешно исправить допущенные ранее наши промахи и упущения.

В психологии и педагогике воспитание рассматривается, прежде всего с точки зрения формирования личности человека. Момент этот очень существенный. В отечественной науке выделяются как относительно самостоятельные такие формы воспитания, как трудовое, нравственное, эстетическое и физическое. Но рассматриваются все они как стороны единого и неделимого процесса воспитания всестороннее развитой личности.

В психологическом плане сущность воспитания представляет из себя постепенное превращение всех внешних регуляторов активности ребёнка во внутренние детерминанты его поведения и деятельности. Условная схема такого перевода достаточно проста: в начале вы говорите ребёнку «делай так – то и так - то»; затем он говорит это себе уже сам, а после уже даже просто делает, ибо необходимость вести себя именно так, а не иначе стало для него внутренней потребностью.

В своей семейной педагогике стараться (именно стараться, ибо неукоснительно воплощать все шесть основополагающих принципов воспитания весьма нелегко, а порой и просто невозможно, во – первых, не забывать о подлинной всесторонности формирования вашего ребёнка; во – вторых иметь чёткую систему целей воспитания; в – третьих, реализовывать эти цели в некотором комплексном плане, каковой должен быть достаточно конкретным; в – четвёртых, поставить вашу семейную педагогику на научную основу; в – пятых, осуществлять её с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ваших детей; ну а в – шестых, вести воспитание строго согласованно с другими его институтами и участниками вашего семейного педагогического совета. Выполнение всего этого, разумеется, при условии успешности вашей педагогики семейных отношений, является надёжным гарантом формирования из ваших детей всесторонне развитых личностей.

Некоторые правила воспитания :

1. В каком возрасте надо начинать воспитание ребёнка? Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил, что она опоздала со своим вопросом ровно на полгода.

К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными. Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребёнка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др., а также развитие речи. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно много упустить.

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3-4 лет жизни. Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитие мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картинку отрицательного поведения ребёнка.

Задачи воспитания детей второго и третьего года жизни вытекает из общих задач воспитания, т. е включает физическое, умственное, моральное и эстетическое воспитание детей. Дать какие – то готовые рецепты воспитания ребёнка нельзя, т. к многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей, окружающей обстановки, прошлого опыта ребёнка, привычек, сложившихся у него раннее, состояния его здоровья. Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.

2. С ребёнком надо общаться ровно и спокойно. Детям легко передаётся настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребёнка отцом или матерью быстро возбуждают его – появляются слёзы, малыш начинает капризничать. Резкие движения, «дёргание» ребёнка при одевании, умывании или укладывании спать приводит к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным. Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребёнку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительно тона и. т. д.

3. Единство воспитания. Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приёмов, включает также единство подхода к ребёнку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании. У мамы и папы, бабушки и. т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребёнку предъявлении тех или иных требований. Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребёнка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи – важное педагогическое требование.

4. Ваше требование – закон. Есть ещё одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания – «надо».

Правильная, адекватная реакция ребёнка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребёнка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребёнок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что - то сделать ребёнок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание. Как приятно слышать такую характеристику, «какой послушный ребёнок!». С таким ребёнком легко родителям и воспитателям.

5. Развитие самостоятельности. Если малыш тянется к предмету, который привлёк его внимание, заинтересовал (например, игрушка, и, наконец, достаёт этот предмет сам, без помощи взрослых – он радуется, испытывает удовлетворение от своих самостоятельных действий. Такие действия ребёнка надо поощрять («вот молодец, что достал сам», это в ещё большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит – «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай – дай - дай». И всё же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй». Постарайтесь добиться того, чтобы ребёнок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Таким путём вы формируете у ребёнка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности.

6. Можете ли вы быть образцом для подражания? Подражая действиям взрослых, ребёнок учится многому – аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогические действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребёнка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах. Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребёнка.

7. Речевая установка. Родители должны знать, что от ребёнка легче добиться выполнения каких – то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия. Например, «Мы сейчас пойдём гулять, но сначала надо одеться» - и ребёнок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но надо помыть ручки». Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребёнка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.). Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребёнка желание справиться с ним.

8. Наиболее распространённые ошибки в воспитании. К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки» отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, т. к. обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма. Почему вредны частые запреты? Одёргивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребёнка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности. Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Вы поступите неправильно, если будете всё разрешать, или, наоборот, запрещать. Ребёнок обязательно должен знать чёткую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребёнка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает её в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребёнка и есть «срыв установки». Ребёнок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери. В этом случае понятны протест и сопротивление ребёнка, его плач – ведь всё это из – за невозможности переключиться на другое действие. Если такие неправильные приёмы со «срывом установки» применяются часто, то у ребёнка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребёнка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело – сначала словами, если ребёнок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Категорически запрещается запугивать ребёнка, обманывать его, применять физическое наказание. Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребёнка жадность. Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п.

9. Ребёнок плохо себя ведёт. Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространённый приём, которым, вероятно, пользуются многие – это метод отвлечения. Чем меньше ребёнок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы. Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

Лучше сразу правильно воспитывать ребёнка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы.

Учимся хорошо вести себя.

Дошкольники способны научиться практически всему, чему взрослые захотят их научить. Дети любят получать новые навыки, поскольку им нравится узнавать новое и в особенности им нравится вести себя так, чтобы заслужить одобрение взрослых, которых они любят. Однако часто бывает, что весь процесс общения с малышом (который в принципе хочет научиться вести себя хорошо) превращается в «приучение его к дисциплине».

Вы знаете, что у ребёнка бывают разные настроения, что он бывает неровен в своём поведении, а разве вы, взрослые, всегда «хорошо себя ведёте»? Да, ребёнок делает ошибки – но и вы не безгрешны! Да, он частенько поступает так, как ему хочется, а не как было должно, как, впрочем, и сами взрослые… Поэтому будьте снисходительны друг к другу, обращайтесь с ребёнком как с нормальным человеком, а не как с идеальным автоматом, не бойтесь показывать ему слабые стороны своего характера и то, как вы их преодолеваете.

Самое опасное заключается в том, что ребёнка действительно можно заставить повиноваться каждому вашему слову, всегда говорить родителям правду, хорошо вести себя, бояться родительского недовольства. Однако всё отнюдь не поможет ребёнку стать самостоятельной личностью, быть честным и добрым всегда – когда вас уже не будет рядом с ним.

Публикации по теме:

«Живите и цветите, как яблони, в сердце весны». Наше творчество к празднику начала весны«Живите и цветите, как яблони, в сердце весны». Наше творчество к празднику начала весны Немного истории праздника Начало весны в старину широко праздновали и на Руси, и в других странах. Например, в Молдавии есть интересный.

Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века»Фотоотчёт. Экскурсия в музей городского быта «Симбирск конца XIX — начала XX века» Сегодня мы со своими детьми, воспитанниками средней группы, посетили музей городского быта. Встретила нас очень доброжелательный экскурсовод.

Картотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого началаКартотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого начала Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть: Ребята, покажите руками или пальцами: -чистишь зубы; -стой на месте; -стучишь в дверь;.

Консультация для родителей «Основы правильного питания»Консультация для родителей «Основы правильного питания» Правильное питание – определенные и постоянные часы приема еды. При этом пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору.

Лэпбук «Основы сенсорики»Лэпбук «Основы сенсорики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой новый лэпбук под названием «Основы сенсорики». Данный.

Основы безопасности жизнедеятельности в группе (фотоотчет)Основы безопасности жизнедеятельности в группе (фотоотчет) Одной из главных задач воспитателя является ОБЖ ребенка. В работе по охране жизни включаем все области развития. Работа по охране жизни.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Сценарий театрализованного представление по случаю начала посадочных работ «Открытие теплицы»Сценарий театрализованного представление по случаю начала посадочных работ «Открытие теплицы» Открытие теплицы в детском саду Театрализованное представление по случаю начала посадочных работ в небольшой теплице, подаренной учреждению.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование мужского и женского начала у детей» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы, начала воспитания
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 20:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы, начала воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кондратюк (УИ 1741371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД