Земфира Хацаева
Основы методики обучения эстрадному вокалу, постановка голоса
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основы методики обучения эстрадному вокалу
Процесс постановки голоса
Схема повседневной постановки голоса
Упражнения
Вокальные приемы
Приемы эстрадного пения
Введение
Публикация «Основы методики обучения эстрадному вокалу, постановка голоса» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2023
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Обучение пению – это не только обучение вокальному виду музыкального искусства, но и процесс творческого развития личности ребенка, повышение его общей культуры и воспитания. Раннее музыкальное образование детей всегда благотворно влияло на их психику и культурный уровень. В частности, пение - одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства. Те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию.
Конечно, все дети обладают разными музыкальными способностями, а также разными голосовыми и психофизиологическими данными. В зависимости от этого, обучение пению может быть сольное и ансамблевое.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Основы методики обучения эстрадному вокалу, основа любого пения - поставленное дыхание. Все развитие голоса происходит в поставленном и развивающемся дыхании. Этому вопросу посвящаются первые занятия с учениками, и происходит корректирующая работа вовремя всего периода обучения.
Существует множество приемов и методик для его развития. Следует отметить, что помимо развития певческого аппарата, в процессе обучения вокалу происходит еще и улучшение общего самочувствия ребят, повышение их настроения, что очень важно в педагогическом и воспитательном процессе. В процессе формирования певческих навыков у ребят начинает активно развиваться артикуляционный аппарат. Исходя из вышеперечисленных аргументов можно сделать вывод о важности занятий вокалом как для духовного развития личности ребенка, так и для более гармоничного его развитию через приобщение к основам певческого искусства. Методы вокального обучения строятся на общепринятых дидактических и специальных вокальных методах. Основными обще дидактическими методами обучения являются : устное объяснение и демонстрация (показ).
Основываясь на объективных научных данных, педагог должен на уроках сольного пения ставить четкие задачи при вокальной работе, давая конкретные указания, как их решать, чтобы ученик осознал, в чем состоит их сущность. При устном объяснении большую роль играют образные определения характера певческого звука.
Применяются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными, мышечными ощущениями. Педагог по вокалу должен в совершенстве владеть разнообразными методами и приемами вокального обучения и воспитания, уметь эффективно применять их в образовательном процессе.
Данная методическая разработка предназначена для передачи профессионального опыта автора педагогом дополнительного образования в целях совершенствования методики преподавания и организации занятий по эстрадному вокалу.
В соответствии с этой целевой установкой задачами методической разработки являются :
• Углубление методики обучения эстрадному вокалу;
• Обзор наиболее эффективных, с точки зрения автора, вокальнотехнических при мов постановки голоса с уч том специфики эстрадного пения;
• Совершенствование методики обучения технике вокального исполнения.
Методическая разработка написана к программе учебного курса творческого объединения детей и педагога дополнительного образования «Allegro», основными целями которой является развитие у детей творческих навыков, эмоциональной отзывчивости, а также развитие голосового аппарата, индивидуальных музыкальных способностей, музыкального мышления, развитие ч ткой дикции.
Процесс постановки голоса
Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения – это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Это выработка хороших, правильных певческих привычек.
В певческом звукообразовании принимают участие многочисленные группы мышц, в частности дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других. В процессе овладения любой специальностью, связанной с мышечной работой, в том числе и пением, работа мышц перестраивается, уточняется, отшлифовывается в нужном направлении под влиянием обучения.
Занятия, как правило, начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:
- разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;
- развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.
Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).
Распевание организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
Когда вы приступаете к работе над новой песней и постановкой голоса, не стремитесь сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и т. д. разделите песню на части. Такой подход приводит, как ни странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату.
Первое, что вы должны сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию. Гораздо правильнее вокалировать мелодию на удобную гласную. Таким образом, вы изолируете музыкальную составляющую песни и естественно можете уделить ей больше внимания. Я предлагаю круглую "о", переходящую в "у" на высоких и в "а" на низких нотах, в том случае, если песня в основном строится на легатном звукоизвлечении и слог "нэй" или "мяу", если вещь ритмичная или в ней необходимо произносить быстро много текста.
Одновременно с работой над точностью интонации разберитесь с постановкой дыхания при постановкой голоса. Помните, что задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке и кантилене. В начале песни или после проигрыша делайте активный вдох носом, в остальных случаях используйте активный выдох со сменой дыхания при постановке голоса. Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам подсказку, пока организм не запомнит дыхательный скелет песни. Параллельно с вышеописанной работой по постановке голоса можно заняться и текстом. Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если вы поете на иностранном языке).
После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова.
Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией помимо постановки голоса и дыхания. Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из компонентов при постановке голоса. На этом этапе имеет смысл задержаться подольше. Это даст вам возможность уложить песню в вокальном аппарате, "впеть" ее.
Теперь запишите свое исполнение на магнитофон и постарайтесь объективно оценить запись. Не поддавайтесь первой реакции: "Все плохо!" или "Все отлично!" послушайте еще раз, уделите внимание мелочам при постановке голоса и дыхания. Задайте себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи? Исправьте недостатки по постановке голоса и дыхания и запишитесь снова. Для качественного ремесленного исполнения этого часто бывает достаточно.
Но если песня глубокая и сложная, текстовой материал интересен, можно пойти дальше. Поищите звук, задействуя поочередно разные резонаторы, разные приемы звукоизвлечения при постановке голоса. Придумайте вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Задача для вашего интеллекта - определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями и бесконечными ритмическими сбивками.
Записывайтесь как можно чаще, слушайте и делайте выводы. Это лучший способ отделить зерна от плевел.
Схема повседневной постановки голоса
Умение петь – это навык, вырабатываемый многократным повторением действий приводящих к положительному результату. Овладение вокальными навыками требует постоянных, методичных тренировок. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Кроме того, правильно организованные занятия вокалом развивают и укрепляют дыхательную систему реб нка и, как следствие, физически оздоравливают его.
Развивать певческий голос, формировать основные вокальные навыки можно и нужно начинать у детей посредством осуществления с ними музыкально-пластической деятельности, которая представляет собой не только эффективное средство формирования у них певческих навыков, но и служит одним из важных условий творческого самовыражения детей.
Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос - это именно тот инструмент, который доступен каждому. Одним из основных условий успешной работы по развитию детского певческого голоса посредством музыкально-пластической деятельности является целенаправленный отбор упражнений и правильная их последовательность.
Принцип поэтапного и постепенного усложнения рассматривается как важнейшее условие результативности занятий.
Теперь поговорим о самих уроках вокала. Начинать их рекомендуется с дыхательных упражнений - они разогревают вокальный аппарат, подготавливая его к дальнейшим певческим нагрузкам:
спинное дыхание 1-1.5 минуты
активный вдох, активный выдох 1-2 минуты
равномерный выдох (желательно лежа) 7-10 раз
Далее следует блок легатных упражнений. Простые легаты, Буратинка, медленные подтяжки могут следовать друг за другом в любой удобной вам последовательности:
простые легаты 3-4 минуты
буратинка 3-4 минуты
медленные подтяжки 4-5 минут
Следующим идут дикционные упражнения постановки голоса. К ним относятся всеми любимые ИЭАОУОАЭИ с согласными или без, работа с открытыми гласными АОЭ, Буратинка на И и ЛЬЮ, упражнения на укрепление мышц языка и расслабление нижней челюсти:
открытые гласные аоэ 1-2 минуты
буратинка на и 1-2 минуты
буратинка на лью 1-2 минуты
выравнивание гласных иэаоуоаэи 2-3 минуты
добавление согласных в ИЭАОУОАЭИ 2-3 минуты.
Последними при постановке голоса выполняются новые упражнения, которые вы только начали изучать или сложные упражнения на различные виды вокализации. На все это вам придется потратить не менее 7-10 минут.
Несколько упражнений, которые помогут найти правильную позицию и понять пределы диапазона певца.
Вам знакомо ощущение зевка? Была ли у вас в жизни ситуация, когда вам очень хотелось зевнуть, но вам нельзя было показать этого, и вы зевали, не раскрывая рта, незаметно. Попробуйте воспроизвести это ощущение. Вы должны были почувствовать, как приоткрылось нёбо. Словно внутри вырос купол. Это хорошо. Если это ощущение было приятным, запомните его и попробуйте что-то тихонечко напеть, не раскрывая рта. Хотя бы три нотки: до ре ми-и-и-и, ре ми ре до-о-о-о. Только ни в коем случае не пойте громко. Пойте так, словно укачиваете младенца – тихо и нежно. При правильном звучании, вы должны ощутить некоторую вибрацию в области лба, и л гкое щекотание сомкнутых губ. Это значит, что вы вс сделали верно, и звук просто резонирует в тех «пустотах», которые есть в вашей голове.
Педагог должен следить, за тем, что бы певец не форсировал звук в этот момент. Если «А» имеет носовой призвук, скорее всего позицию нужно сделать более объ мной, округлить н бо и опустить корень языка, то есть вспомнить о зевке. Если напротив, звук слишком заглублен, пускай ученик попробует улыбнуться. Чистота звука «А» так же зависит от подвижности лицевых мышц.
Кому-то помогает ощущение внутренней улыбки, другому этого мало и нужно действительно улыбнуться, а человеку с широким строением лица иногда правильнее напротив прикрыть позицию и приблизить «А» к «О», что бы звук не был плоским. Это упражнение в начале может послужить для знакомства с переходными нотами, и для осознания необходимости работы над преодолением препятствия.
Как только познакомились со звуком «А», можно приступать к работе с переходными нотками. Верн мся к звуку «И». Возьм м квинту в удобной тональности и попробуем пропеть на слоге «МИ». Например: ля- ми ре до си ля. От ля к ми, нужно сделать глиссандо, что бы почувствовать переходную нотку. Если е не оказалось на этом участке, поднимаемся по полутонам вверх. Естественно, что упражнение должно быть пропето на легато, и точно так же как и предыдущие упражнения находиться в правильной позиции. Во время глиссандо нужно чувствовать максимальное удобство и свободу. Малейший зажим испортит результат. Очень важно, что бы певец чувствовал опору, то есть низ живота. Нижняя грудная нота должна быть насыщенной и красивой, и тогда верхняя, в головном регистре, получится так же хорошо. Во время глиссандо не меняйте позицию, иначе верхняя нотка прозвучит более плоско. Не бойтесь вероятного «петуха» на переходной ноте. Когда вы его поймаете, вам будет проще с ним справиться.
В дальнейшем вы научитесь преодолевать все свои переходные ноты так, что вам позавидуют маститые оперные певцы. Вам удастся укрепить головной регистр и научиться управлять микстом, так как микст и есть тот самый переход от груди к головному регистру, или фальцету.
Раздвигая границы перехода, мы обнаруживаем новый звук, светлый и сильный, который и является микстом.
- Следующий шаг в упражнениях с переходными нотами, это снова обращение к звуку «А». Попробуйте спеть то же упражнение, о котором говорилось выше, только наверху, перейдите с «И» на «А». Получится –ми –а-а-а-а- 11 а. Следите, что бы «А» была аккуратной и красивой, в позиции «И». В идеале, «А» должна прозвучать именно микстом.
Ещё одно замечание: микстом легко управлять. Вам должно быть легко, усилить звучание нотки, или напротив ослабить. Если нотка звучит слабо, бесцветно, и вам не уда тся е развить, значит, у вас недостаточно опоры. Конечно в первый же раз добиться правильного звука удастся не всем, но со временем вам удастся поймать верный звук. Вы сразу почувствуете, как вам легко и приятно петь микстом. Голос приобретет новые обертона, вы сможете варьировать окраску тембра по вашему желанию.
- Когда ученик осознал правильную позицию и почувствовал себя комфортно, можно расширить это упражнение до октавы.
Следите, чтобы была хорошая опора, и на открытии на «А», певец не менял позицию. Если вместо «А» получится «Я», то звук станет плоским. Перейдите на «А» через «Й».
- Вариаций на звуках «И» и «А» может быть великое множество, до тех пор, пока ученик не освоит все тонкости правильной позиции. Попробуйте распевать септ аккорды на этих звуках.
Можно попробовать чередовать звуки «и» и «а» : до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Ни-а--ни-а---ни---а--ни-а---ни. Все пожелания остаются прежними.
- Затем можно приступать к новым гласным звукам. Начинаем с грудного регистра. На плотной, хорошей опоре попробуем спеть три гласных: «А», «Э», «Ы» на одной нотке. Следите за округлой позицией. Важно, чтобы позиция не изменялась. Положение меняет только язык. Челюсть свободна и широко открыта. Максимально выравнивайте звук.
- Попробуйте добавлять к последнему упражнению другие гласные звуки. Их, возможно, чередовать и менять местами: А-Э-О-У-Ы, или О-У-Э-А-Ы. Совершенно естественно, что звук плавно перетекает от одной гласной к другой. Не забывайте про резонаторы. Вы должны быть наполнены звуком снизу до верху.
Помните, что при хорошем развитии вашего вокального аппарата и правильном исполнении упражнения на уроках вокала не должны вызывать никаких болезненных ощущений, першения или усталости голоса. Нормальным является лишь легкое ощущение в области мягкого неба, ближе к носоглотке: как будто кошки драли. Но не в коем случае не в области голосовых складок (внизу, в глубине горла). Это неудобство проходит уже через два-три урока вокала, поскольку стенки носоглотки подстраиваются по данный звук и перестают перенапрягаться.
При возникновении кашля или сильного першения урок вокала необходимо прекратить и вернуться к занятиям по вокалу на чистом звуке до достижения большей выносливости голосового аппарата.
Правильно выполненный урок вокала оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче.
Приведя в колебательное движение диафрагму, начните пропевать мелодическую линию колоратуры. В результате вы получите четкую музыкальную артикуляцию, т. е. хорошо слышимые отдельные ноты, нанизанные как бисер на ниточку кантилены, а не слепленные в бесформенные комки обрывки. Нередко встречающиеся при этом колебания нижней челюсти, возможны, но не обязательны. Это лишь меняет тембр и окраску гласной за счет изменения формы ротоглоточного рупора.
Упражнения на развитие вибрато на уроках вокала.
Фактически, существует несколько типов вибрато. Мы займемся наиболее редко развитым от природы, но самым полезным - крупным диафрагменным вибрато. Механизм данного приема имеет много общего с уже освоенной нами техникой стаккато. Поэтому подготовительное упражнение также носит стаккатный характер - активный выдох перед началом и полная смена дыхания после каждой ноты (а не после каждых трех нот).
Представьте себе, что вы идете по лестнице и непрерывно играете баскетбольным мячом, ударяя три раза о каждую ступеньку (обратите внимание на работу верхнего пресса, напрягающегося отдельно на каждую ноту - это нам понадобится в дальнейшем). После того, как упражнение по вокалу освоено, можно переходить к чередованию легатных и стаккатных фраз. Перед легатной фразой сделайте активный вдох и, не меняя дыхания, пойте упражнение, продолжая акцентировать движениями верхнего пресса каждую ноту, раскачивая ее. Получающийся звук можно сравнить с сиреной на милицейской машине. Можно кулаком или с помощью нашей старой доброй вокальной палочки ритмично надавливать на верхний пресс. Главное - добиться относительного покоя гортани при активной работе диафрагмы. Верхний пресс сам по себе особой роли не играет - его движения могут стать незаметными по мере расходования воздуха. Но он как-бы заводит диафрагму, как ручка стартера приводит в движение двигатель у старых машин.
Теперь потренируйтесь отдельно в легатном пении. Полезно также раскачивать ноты из середины диапазона при занятиях вокалом, постепенно увеличивая скорость вибрато. Ускоряя, останавливайтесь на удобной скорости (она может быть не очень большой). Главное, чтобы вибрато не пропадало к концу ноты. Это часто происходит, когда вы пытаетесь перейти на быстрое вибрато слишком резко.
Нередко встречается в джазе и поп-музыке. Йодль. Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O’Riordan (Cranberries, Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими. С некоторых пор получил распространение т. н. "обратный йодль", заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на "опору".
Такая характеристика голоса очень свойственна американской речи, в которой ясно прослушивается этакий носо-ротовой призвук, резкий, с металлическим звоном. Данное совсем не означает говорить или петь в нос, так как, к слову, в том же французском языке, где принято говорить именно в нос, тванг не наблюдается. Этот приём очень любим, как поп, так и рок музыкантами, так как благодаря своим характеристикам: пронзительности и резкости звучания, хорошо пробивается через музыкальные инструменты. В ковбойской музыке кантри можно услышать сильный носовой призвук, в рок и поп музыке обычно достигают такого баланса, что назальность практически исчезает, зато оста тся металлический блеск и пронзительность.
Приемы эстрадного пения
Самый простой прием в эстрадном пении (как и в академическом пении) и самый сложный одновременно – это кантилена (итал. cantilena, от лат. cantilena — пение, что значит максимально певучее звучание, плавный ровный переход одного звука в другой. Это базовый прием, то, что вы начинаете отрабатывать уже на первых уроках эстрадного вокала. Только после того, как вы освоите этот прием пения, можно переходить к разучиванию других приемов пения.
Кантилена переводится как пение. Пение это как раз и есть владение плавным и певучим звучанием голоса. В современной эстрадной музыке есть много направлений, которые предполагают владение другими различными приемами пения: Рэп – это ритмичный речитатив на фоне инструментального сопровождения. Партия солиста – рэпера предполагает виртуозное владение голосом в пределах разговорного диапазона. Часто непрофессиональный подход исполнителя к речитации приводит к тому, что голос садится и начинает болеть горло.
Соул – одно из направлений джазовой музыки. В современной эстрадной музыке спокойного, размеренного характера часто можно услышать влияние этого джазового стиля. Соул опирается на блюзовую гамму и блюзовые гармонии, отсюда вокальные приемы исполнения – соскальзывающие интонации, заниженные ступени звукоряда, глиссандо и т. д.
Список методической литературы
1. Андрианова,Н. З. Особенности методики преподавания эстрадного пения [Текст] :научно-методическая разработка /Н. З. Андрианова. - Москва,2009.- 20с.
2. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. [Текст] В. П. МорозовИз-во "Музыка", М. 1965.- 45с.
3. Совкова,З. Д. Как сделать голос сценическим [Текст] З. Д. Совкова. - М. :Музыка,2006.- 37с.
4. Суязова,Г. А. Мир вокального искусства [Текст ]Г. А. Суязова. - Волгоград:Изд-во Учитель,2008.- 138с.
5. Орлова,Т. М. Учите детей петь [Текст ]Т. М. Орлова. - М. :Музыка,2004.- 86с. 6. Шатковский,Г. Л. Развитие музыкального слуха [Текст] Г. Л. Шатковский. - М. :Музыка,2006.-54с.